Как ни странно, в какой бы дыре российского футбола не оказывался воронежский «Факел», в его составе всегда находилась пара-тройка приличных игроков. После очередного провала они покидали команду и постепенно поднимались до высокого уровня, как Иванов и Воробьев. Или не поднимались, как Алексеев и Соколов. Были и те, на которых в футболке «Факела» без слез нельзя было взглянуть, неожиданно расправлявшие крылья после ухода из воронежской команды, как Поворов или Гарбузов. Были и те, на которых возлагались большие надежды, в итоге не оправданные – Малаховский, Гарас. Была и еще одна интересная применительно к воронежскому футболу категория. Те, кто мог оказаться в «Факеле». Особенно нас интересуют те, чья карьера пошла вверх после несостоявшегося перехода. Начнем повествование с 1999 года. Тогда впервые за российский период истории в «Факеле» появился профессиональный селекционер. Александр Заложных. Фактически, все лучшие трансферы «Факела» той поры – его работа. Среди сотен фамилий в его селекционерском блокноте Заложных больше всего привлекала фамилия украинца Косырина.
У бывшего пресс-атташе «Факела» Владислава Семенова в его труде «Блеск и нищета воронежского футбола» (публиковался в 2006 году в «Новой Газете – Воронеж», без особых проблем можно найти в интернете) написано: «Нюх на игроков у Заложных был потрясающий. Тогда ещё никому неизвестный, маялся в киевском ЦСКА форвард Косырин». За киевских армейцев он играл с 2000 по 2002 год. В «серебряный» для «Факела» сезон Косырин исправно забивал за «Черкассы». К сожалению (а может и к счастью для игрока), с прижимистым украинским клубом воронежцы не договорились. Позже в карьере у Косырина были киевское «Динамо», «Маккаби» из Тель-Авива, одесский «Черноморец», донецкий «Металлург». Украинец успел сыграть и за свою национальную сборную семь матчей в период с 2003 по 2005 год.
«Факел» хотел заполучить и одного из братьев Аджинджалов, Беслана. Однако возникла сложность: Аджинджалы в то время соглашались только на совместные переходы (потом братская любовь несколько поутихла). Черноземный «Факел» почему-то не хотел видеть в своих рядах больше одного южного брата. Вряд ли Аджинджалы расстроились. После ухода из «Балтики» они на пару вернулись в Премьер-лигу с «Торпедо-ЗИЛ». Затем Руслан провел несколько неплохих сезонов в «Уралане» и «Тереке», а Беслан поиграл за московское «Торпедо» и саратовский «Сокол». В 2006-2007 годах было короткое воссоединение братьев в «Луче-Энергие». А потом Руслан отправился в Самару, а Беслан за два года побывал в «Томи», «Кубани» и «Шиннике».
Еще одним игроком, которого очень хотели видеть в «Факеле» был Сергей Скобляков. Но… не сложилось. Деньги за него всегда просили достаточно весомые. В итоге, вместо любимца воронежских болельщиков, Скобляков стал кумиром томских любителей футбола.
Ближе к концу сезона-2000 Заложных покинул «Факел». Через некоторое время воронежский клуб начал феерить на трансферном рынке. С тех пор каждый юный, только что родившийся воронежский болельщик впитывает в себя с молоком матери такое интересное слово, как «камара». Исправить ситуацию и занять вакантное после ухода Заложных место мог Владимир Пономарев. Он посоветовал тренерскому штабу «Факела» паренька из Тамбова, Диму Сычева. В 2001 Сычев не заинтересовал Валерия Нененко. В 2002 Сычев заинтересовал Олега Романцева.
В период с 2002 по 2003 год «Факел» (точнее, «Воронеж», а потом «Факел-Воронеж») проводил точечную селекцию. Воронежцы точечно, очень тщательно выбрали и приобрели всех самых ненужных игроков в России. Впрочем, были и приятные исключения: Алексей Иванов, Юрий Агапов, Валерий Алексеев, Саша Джорджевич, Максим Кабанов. Список приятных исключений мог быть больше на одну фамилию: «Факел-Воронеж» рассматривал приобретение Петра Немова. К счастью для «Крыльев Советов» и «Сатурна» сделка не состоялась.
В 2004 году «Факел» триумфально вернулся в первый дивизион. В тот сезон болельщики с замирающим дыханием наблюдали за тем, как воронежские футболисты вползали в штрафную соперника, прогуливались по флангу и медитировали над мячом. Вопреки настрою игроков «Факел» тогда все же занял первое место в зоне «Центр» (хотя в последней четверти сезона курский «Авангард» серьезно потрепал «сталице чирноземья» нервы). Относительно нашей темы, тот сезон запомнился уходом Даниила Гриднева в юношескую команду «Штутгарта», куда он получил приглашение после выступления за сборную России на Мемориале Гранаткина. Но о воронежских игроках мы поговорим в следующий раз отдельно.
После решения задачи в 2004 году пришла пора готовиться к сезону в первом дивизионе. На первый сбор тренерский штаб «Факела» пригласил большую группу новичков, из которых наставник команды Александр Ирхин выделил четверых игроков: Дариуса Жутаутаса, Владислава Кулика, Александра Евстафьева, Андриуса Величку. Ни один из них в команде не остался.
С Жутаутасом все получилось банально. Опытному, поигравшему в российском и чешском элитных дивизионах центральному защитнику во владикавказкой «Алании» предложили деньги, в несколько раз превосходящие зарплату и премиальные в «Факеле». В случае же с хавбеком Куликом, наоборот, все получилось донельзя благородно. Парень решил вернуться в Новороссийск, чтобы помочь снятому с соревнований «Черноморцу» вернуться в профессиональный футбол. Запала хватило на один год. В сезоне-2006 талантливый полузащитник оказался в «Тереке». Через год вышел с ним в Премьер-лигу, еще через год стабильно выступал в основе на элитном уровне. А в сезоне-2009 перешел в «Крылья Советов», где является одним из ведущих игроков.
От Евстафьева «Факел» отказался после того, как «Зенит-2» выставил за нападающего слишком высокую по мнению воронежцев цену. В итоге форвард оказался в «Химках», с которыми вышел в Премьер-лигу, где провел два неплохих сезона. Сейчас Евстафьев выступает за «Носту» из Новотроицка.
С Величкой получилось очень интересно. Воронежцев вполне устраивал литовский форвард, да и в «Каунас» тогда еще не пришел Владимир Романов, и клуб не так привередливо относился к своим трансферам. Тем не менее, на следующий сбор Величка не поехал. Причиной непопадания Велички в «Факел» может быть то, что тогда у воронежцев на сборах в атаке и без него собралась очень гламурная компания: бывший форвард сборной Румынии Флориан Пирву, поигравший за московское «Динамо» Роман Узденов, экс-нападающий волгоградского «Ротора» Максим Бондаренко, лучший бомбардир зоны «Юг» второго дивизиона Иван Лужников, поигравший за московское «Торпедо» и ряд команд португальской Суперлиги Дмитрий Прокопенко. Правда, в итоге, в «Факеле» заиграл только Прокопенко. Пирву и Узденов покинули команду еще во время сборов. Румын перешел в команду Высшей лиги Украины «Сталь» из Алчевска, а Узденов отправился в «Волгарь-Газпром», после которого ненадолго вернулся в Премьер-лигу в составе «Спартака» из Нальчика. Лужников и Бондаренко остались в «Факеле», но не показывали той игры, какой от них ждали.
Так или иначе, Величка отправился в Казахстан. Потом вернулся в Каунас. А потом… оказался в шотландском «Хартсе». В новом клубе Величка сразу стал одним из основных игроков: сезон-06/07 – 30 игр и 11 голов, сезон-07/08 – 25 игр и 14 голов.
После сезона-07/08 в «Хартсе» началась чистка. Под раздачу неожиданно попал и Величка. Выставленным на трансфер форвардом заинтересовался английский «Болтон», который рассматривал его как замену Анелька (игрока, который после первого сбора не подошел «Факелу», «Болтон» рассматривал как замену Анелька!!! – на месте Ирхина я бы задумался о смысле жизни).
Несмотря на то, что нападающего сватали в английскую Премьер-лигу он неожиданно оказался в норвежском «Викинге». Там он провел 18 матчей и забил 6 голов, а летом вернулся в Шотландию. Теперь в «Глазго Рейнджерс». В новом клубе Велички была сумасшедшая конкуренция в атаке: кроме него на место в стартовом составе претендовали Крис Бойд и Жан-Клод Даршевиль. Тем не менее, литовец провел более чем достойный сезон – 11 матчей, пять голов. Перед началом сезона-2009/2010 он перешел в английский Championship (аналог нашего первого дивизиона) и стал игроком «Бристоль Сити». Естественно, Величка поиграл и за сборную Литвы (7 матчей).
В первом круге сезона-2005 выяснилось, что «Факел» банкрот. Тем не менее, в дозаявочный период руководство клуба повеселило приглашением на просмотр участников Чемпионата Мира 2002 года, игроков пловдивского «Локомотива» и сборной ЮАР Макдональда Муканси и Тебоно Мокуна. Легионеры приехали в Воронеж, провели пару тренировок, посидели на стадионе, раздали несколько автографов и уехали.
Подготовку к сезону-2006 «Факел» проводил очень экономно. На просмотр приглашались такие фееричные игроки, как Гамазедерашвили и Кагазежев. Тем не менее, на нескольких приличных футболистов деньги наскребли. Но на бывшего игрока «Зенита» и «Торпеда», некогда кандидата в сборную России, всего-то 26-летнего Константина Коноплева их не хватило. Впрочем, в отличие от предыдущих героев повествования, у Коноплева, очень умного, умелого полузащитника к тому моменту карьера летела под откос. В дозаявочный период «Факел» еще могли пополнить Вартан Мазалов и Сергей Кушов, но одного не устроили условия, а другого не отпустил «Атлантис».
А потом сезон закончился и «Факел» умер.
http://www.football-center.ru