Как зарабатывает «Милан»

«Наша аудитория в соцсетях больше, чем у Ferrari, Prada и D&G».

В прошедшее воскресенье на «Сан-Сиро» прошло очередное миланское дерби. Оно было двести семнадцатым по счету и последним, на которое «Милан» вышел в качестве клуба, принадлежащего Сильвио Берлускони. Сделка по продаже китайцам должна быть закрыта в самом начале декабря, и в том, что это произойдет нет никаких сомнений — Адриано Галлиани свои «последние три недели» анонсировал еще двенадцатого ноября. Незадолго до этого в Casa Milan прошла встреча главы клубного офиса Марко Амато с участниками зарубежной стажировки, организованной RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы. Рассказанное им подводит черту под 30-летней эпохой, которую, несмотря на печальный итог, невозможно не признать великой. 

 - Последние несколько лет «Милан» не демонстрирует высоких спортивных результатов. Насколько серьезно это влияет на доходы клуба? 

 – Спортивные результаты очень важны, что уж тут говорить. Привлечение новых болельщиков, новых спонсоров — все это гораздо лучше получается у тех, кто регулярно берет титулы. А мы не выигрывали скудетто с 2011 года, так что и на заработках это, естественно, сказалось.

К примеру, в этом сезоне мы испытали огромное разочарование в связи с продажами абонементов — мы по этому показателю всего за год упали вдвое, в 2015-м их было реализовано 27 тысяч, теперь — всего около тринадцати. 

 - Вы как-то пытаетесь исправить эту ситуацию? За счет, может быть, каких-то нестандартных маркетинговых ходов? 

 – Конечно, мы постоянно стараемся изыскивать возможности дополнительного заработка — например, сейчас создаем специальное подразделение, которое будет заниматься производством уникального клубного медиа-контента — видео, цифрового, и так далее. Мы решили, что доступен этот контент будет только членам клуба, тем, кто платит членские взносы. Возможно, это станет дополнительным стимулом для тех, кто решит в этот клуб вступить.

Хотя знаете, на самом деле, если вы на протяжение многих лет именно за счет больших побед приучали своих болельщиков к мысли о том, что их команда — одна из лучших в мире, то потом, если вы опуститесь до того результата, который мы показывали в течение нескольких последних сезонов, маркетинг вам вряд ли здорово поможет. 

Больше того, маркетинговые ухищрения в такой ситуации ничего, кроме раздражения, у болельщиков не вызовут, они на все это посмотрят-посмотрят, да и скажут: «Слушайте, прекратите заниматься ерундой, лучше купите нормальных игроков!» Это так оно и есть, точно вам говорю, во всяком случае, когда речь идет о болельщиках «Милана». 

 - Каков нынешний бюджет клуба? 

 – Про нынешний не скажу, но вот, скажем, если брать времена совсем недавние, например, сезон 2013/14, то тогда он был практически таким же, что и за десять лет до того, в 2004-м. Он за это время существенно не вырос, находился где-то на уровне 249-250 миллионов евро, с той лишь разницей, что тогда, 10 лет назад, мы с этими деньгами были конкурентоспособны, мы многое могли себе позволить, мы постоянно были на самом верху, а сезон 2013/14 закончили восьмыми и остались вообще без еврокубков — такое случилось впервые за 16 лет. 

Рынок растет, возможности конкурентов растут, а мы за ними не успеваем, при том, что теперь по сравнению с временами 10-летней давности мы должны постоянно иметь в виду еще и финансовый фэйр-плей. Впрочем, когда я говорю «мы», я говорю не только о «Милане», и не только о потерях, которые «Милан» несет из-за того, что долго ничего не выигрывает. На мой взгляд, к современным условиям плохо адаптируется вообще вся серия А, за редким разве что исключением. 

 - Между тем, телевизионный контракт вашего высшего дивизиона уступает только английскому... 

 – Да, эта цифра очень внушительная. По действующему контракту, миллиард и 70 миллионов евро за три сезона. Хотя англичанам мы все-таки уступаем сильно — у них еще по прежнему соглашению этих миллиардов получалось почти три, а по последнему, которое они в прошлом году заключили, вообще больше пяти . Но я сейчас говорю не о телевизионных деньгах, с этим у нас как раз дела обстоят более или менее нормально. 

 - А о чем? 

 – Я говорю в первую очередь о стадионах. Дело в том, что в серии А практически нет команд, владеющих собственными стадионами. Есть «Ювентус», есть «Удинезе», у которого стадион в аренде на 99 лет, то есть почти все равно, что в собственности, и это на данный момент все. 

Все остальные клубы свои арены арендуют у местных властей, у муниципалитетов. Следовательно, они не могут распоряжаться ими исключительно по собственному усмотрению, и кроме того надо сказать, что подавляющее большинство этих арен старые, они абсолютно не соответствуют представлениям о том, каким должен быть современный стадион. Они не комфортны, не вполне безопасны, на них трудно организовать нормальную торговлю, нормальное питание, нормальное шоу, в общем — нормальную работу с болельщиками, и особенно с теми из них, кто относится к категории VIP.

Само собой, это влечет за собой проблемы с посещаемостью. Если говорить о топовых европейских чемпионатах, то серия А в этом смысле — аутсайдер, по средней посещаемости мы уступаем не только бундеслиге, но и АПЛ, и примере, и французской лиге 1. «Милан» в этом плане — не исключение: вы, конечно, знаете, что свой стадион мы тоже арендуем, мы платим за это примерно 2 миллиона евро за сезон, и мало того, мы делим его с другим клубом.

 - Да, мы знаем. Но мы знаем и о том, что «Милан» на протяжение довольно долгого времени декларировал необходимость строительства собственного стадиона и в прошлом году даже презентовал его проект. В каком состоянии он находится сейчас? 

 – Ни в каком. Можно сказать, что сейчас он заморожен. Пока не будет закрыта сделка по продаже клуба новым владельцам из Китая — ожидается, что это произойдет в начале декабря — никакое движение в этом направлении невозможно, это просто запрещено законом. 

Так что пока, что все, что я могу вам сказать, это то, что да, такой проект существует, он разработан английской компанией Arup: когда он был представлен, предполагалось, что арена на 50 тысяч будет построена здесь, в районе Портелло, неподалеку от «Сан-Сиро» и штаб-квартиры «Милана». Это должен быть довольно крупный комплекс: помимо собственно стадиона там спроектирован отель, множество магазинов, ресторанов, большая прогулочная зона, и так далее, но на данный момент — повторюсь, судьба проекта остается неясной. Свой стадион нам совершенно необходим, но все будет зависеть от новых хозяев. 

 - Тем не менее, когда вы остановились на вместимости арены в 50 тысяч, чем вы руководствовались? Скажем, для того, чтобы претендовать на проведение финала Лиги Чемпионов такой объем недостаточен... 

 – Ну а скажите, какие в принципе дивиденды клуб извлекает из того, что на его стадионе проводится финал Лиги чемпионов? Не так-то их и много. Коммерческое название арены, если оно есть, во время финала не используется, клубный брендинг запрещен. Стадион на время подготовки и проведения матча фактически переходит в полное распоряжение УЕФА, и большинство людей, которые эту игру смотрят вживую или по телевизору, меньше всего озабочены тем, какому клубу в обычное время принадлежит та арена, где эта игра происходит. Мы, например, когда на «Сан-Сиро» в этом году готовился финал между «Реалом» и «Атлетико», вообще никак в этом не участвовали — ни в подготовке матча, ни в его проведении. Мы просто отдали УЕФА ключи от всех помещений, а сами фактически ушли в отпуск. 

 - Какая посещаемость на ваших матчах сейчас? 

 – О нынешнем сезоне опять-таки говорить не буду, хотя ситуация с абонементами, о которой я упоминал, на посещаемость, конечно, влияет, и не в лучшую сторону. Если вспомнить сезон 13/14, то тогда на нас ходило в среднем по 39 тысяч человек на матч, годом позже этот показатель поднялся до 43 тысяч. Надо сказать, что если сравнивать эти цифры со средней итальянской посещаемостью — 22 тысячи человек на игре, то они выглядят очень даже ничего. 

И вообще, посещаемость «Милана» находится примерно на том же уровне, что и у других наших топ-клубов — того же «Ювентуса», «Интера», «Ромы», «Лацио», «Наполи». Но — снова повторюсь — у «Ювентуса» стадион собственный, и для них 41 тысяча на матче, а такое у них случается сплошь и рядом — это sold out, биток. А для нас, на 70- тысячной арене та же 41 тысяча — это полупустые трибуны. 

Аншлаг на «Сан-Сиро», по нынешним временам, большая редкость — что-то близкое к нему мы имеем только когда играем с топами, с теми, кого я только что перечислил, на остальных играх ничего подобного даже близко не наблюдается. Мы пытаемся, разумеется, стимулировать спрос на матчи с теми клубами, кто к грандам не относится — например, продаем часть билетов пакетами. Хочешь сходить на игру, условно говоря, с «Ромой», возьми в нагрузку «Кальяри», «Кьево», или что-то в этом роде. Однако нельзя сказать, что такие акции меняют ситуацию с посещаемостью как-то уж очень кардинально.

 

Заканчивая тему, еще раз скажу: чтобы это произошло, нам нужен новый стадион. Не такой большой, как нынешний, но современный. И главное, конечно, чтобы это был наш собственный стадион, наш и больше ничей. Чтобы музей на этом стадионе был музеем только нашего клуба, чтобы магазин был именно магазином «Милана», а не «Милана» и «Интера», как теперь. Да, ну и, конечно, еще нам нужны новые победы. Но об этом мы уже поговорили.

 - Как вы считаете, чем так привлекателен оказался «Милан» для ваших будущих китайских хозяев? 

 – Я думаю, это вещь достаточно очевидная. Дело в том, что мы — самый популярный итальянский футбольный клуб в мире. Те 30 лет, что «Миланом» владел Берлускони, те победы во внутренних чемпионатах, и прежде всего в Кубке, в Лиге чемпионов, которые за это время были одержаны, те суперзвезды, которые за нас в это время играли, все это сделало свое дело.

Эту инерцию даже неудачи последних лет не перешибли — статистика говорит, что в прошлом году интерес к нам за пределами Италии не только не упал, но и подрос на 10 процентов.

Есть исследования, и они показывают, что мировая аудитория, которой «Милан» интересен, которая за ним так или иначе следит, на данный момент составляет примерно 387 миллионов человек. И — самое главное — 234 миллиона из них, то есть 63 процента — это жители Азии. В Европе наших болельщиков, или, если угодно, симпатизеров, гораздо меньше — около 68 миллионов. 

Второй момент — эта аудитория довольно лояльная к нашим партнерам, к нашим спонсорам. Мы проводили опросы среди болельщиков, и вот результат — 48 процентов из них относятся к ним, к их брендам, к их продукту позитивно, еще 47 процентов — нейтрально, и только 6 процентов испытывают по этому поводу какой-то негатив. 

Наконец, третье — «Милан» великолепно представлен в медиа-пространстве. Наш официальный сайт собирает 25 миллионов уникальных посетителей в год. Количество просмотров наших роликов на YouTube перевалила за 300 миллионов. Наша совокупная аудитория в соцсетях — около 38 миллионов пользователей, в том числе 25 миллионов на Facebook и 3 миллиона в Instagram. Это значительно больше, чем, скажем, у таких всемирно известных итальянских брендов, как Ferrrari, как Prado, как Dolce & Gabbana. 

Так что ответ на ваш ответ прост — наши будущие хозяева заняты бизнесом, и приобретая «Милан», они вместе с тем приобретают и поистине всемирную известность, они получают прекрасный инструмент для продвижения своего бизнеса, для привлечения к нему внимания огромной аудитории, которой интересен наш клуб. 

 - Скажите, есть ли вероятность того, что Берлускони и после продажи клуба останется в «Милане»? Скажем, в качестве почетного президента... 

 – Сложно ответить на этот вопрос, но пока ничто на возможность такого развития событий не указывает. Нет, я думаю, я практически уверен — он уйдет насовсем. 

Петр БРАНТОВ

Фото: Gettyimages.ru/Marco Luzzani (1); globallookpress.com/ChinaFotoPress (топовое)

 

Новости ФНЛ


Просмотров: 82 |

Комментариев: 0

avatar
Турнирная таблица
И О
24 54
1
Динамо М
24 49
2
Тосно
24 41
3
СКА Хб
24 37
4
Енисей
24 37
5
Факел
24 36
6
Спартак-2
24 35
7
Шинник
24 33
8
Химки
24 32
9
Луч-Энергия
24 32
10
Тамбов
24 32
11
Зенит-2
23 31
12
Тюмень
24 28
13
Сибирь
24 28
14
Кубань
24 27
15
Спартак Нч
24 27
16
Сокол
24 26
17
Волгарь
24 22
18
Мордовия
24 17
19
Балтика
24 16
20
Нефтехимик
Вся таблица »

О сайте

В тот год, 2009-й, в нашем городе ...

Наш сайт с доменным именем fakelfc.ru стал местом общения в интернет-пространстве для тех болельщиков, которые не поддержали частный клуб бизнесмена, и которые пошли за Валерием Шмаровым и «Факел-Воронеж».

Связь с администрацией сайта по
E-mail: russkaja-mechta@yandex.ru
Нашли баг? Сообщите на
E-mail: support@elzavrn.ru

Из истории

Пробивать выезды в массовом порядке начали как раз в начале 80-х, причём в основном гоняли без помощи клуба. Самым популярным видом транспорта у фанатов были, разумеется, «собаки».

Кубок СССР по футболу 1/4 финала.

28 апреля 1984 года.
Воронеж, ЦСП. 28000 зрителей.
«Факел»-«Спартак»(Москва)2:0 (1:0).
Голы: В. Мурашкинцев(4), А. Минаев(88)