Дайте широковщины!
Евгений Дзичковский - о тревожном состоянии сборной России перед началом Евро-2016.
ЛУЧШЕ БЫ С ФРАНЦУЗАМИ
Когда Леонид Слуцкий говорил: «Матч с Сербией будет более показательным», он обращался, скорее, к самому себе. И озвучивал больше желание. Чтобы сыграли лучше. Чтобы можно было сделать выводы.
Но слышали это все. И скопили в себе нужду увидеть действительно разведку боем. То есть сборную России при полном параде, с аксельбантами и жертвенным блеском в глазах. «Наверх вы, товарищи, все по местам...»
Блеск, может, и был. Не возникло лишь ответов на те же вопросы, что поставила игра против чехов. Играли лучше, да. Если сравнивать под микроскопом. Но очень ненамного и, в основном, за счет откисания после нагрузок.
В каком-то смысле нужнее бы сыграть еще раз с французами. Или немцами. Понаделали бы в нас дырок, было бы ясно, что латать в первую очередь. Сербы же, не попавшие на Евро-2016, в очередной раз дали понять, что латать надо. Но где конкретно? Да почти везде. А это задача за пять дней невыполнимая. Очень многое у сборной России попросту не функционирует.
В обороне более или менее, включая Щенникова. Но запас хода небольшой. Чуть какой стандарт - опять стандарт, снова стандарт, вечный для нас стандарт, - и из пяти попыток одна опасная. А больше и не надо. Одной хватит хоть Англии, хоть Словакии.
Смольников впереди недостаточно остр, сзади не стопроцентно надежен и раз за разом видит у себя за спиной соперника с уже обработанным мячом. По сумме качеств - крепкий универсализм. Но по отдельности ни одну из задач зенитовец гарантированно не решает.
ГДЕ МОЗГИ?
К армейскому защитному трио вопросов до пропущенного мяча было меньше. Тут что есть, то есть. Они и выйдут в «основе» против Англии, пожалуй. Уровнево понятные, разрушительно ориентированные.
С одной стороны, как и положено защитникам. С другой - хотелось бы иметь в команде хоть кого-то, ориентированного созидательно. И не просто ориентированного, а умеющего исполнить.
Вот с этим большая беда. Главная.
Не вижу повода удивляться: все последние годы сборная России лишь эпизодически показывала не деревянный футбол. Нынешний набор не выглядит исключением. В Бразилии было много шума насчет того, как сильно сковал лютый Капелло наших творцов. Теперь, вероятно, будем говорить, как сильно их расслабили. Но в самом факте больших сложностей с креативом сомнений мало. Где игровые мозги, ребята?
Центральное трио на этот раз составили Шатов, Денисов и Головин. Ни один не выглядел явным, железным плеймейкером. Чуть лучше выходило у армейца. Но только в сравнении с другими, нашими же. По абсолютной величине такого розыгрыша России на Евро-2016 не хватит.
При том, что Денисов, пишу я, не зная медицинского вердикта, был заменен в крайне депрессивном состоянии. Его утешал тренер Феликс Ледесма, утешал Широков. Денисов понуро брел по беговой дорожке и, кажется, плакал. Так себя ведут, когда травма слишком серьезна, чтобы поехать на большой турнир.
А в игре российского атакующего трио досадным выглядел не столько футбол, сколько очевидное умозаключение. Все три наших потенциальных форварда были в первом тайме на поле. И не разорвали сербов ни сами, ни при поддержке хавбеков, о которых уже сказано. Мягко говоря, не разорвали. А других форвардов у нас нет. Ни одного. Туш.
ШИРОКОВЩИНА
В какой-то момент матч стал складываться так, что наши заиграли немножечко на контратаках. Это тоже своего рода показатель: не мы «складывали» матч, - он сам складывался. Так вот на контратаках у нас по традиции всплывал какой-то потенциал. Потому что скоростей контратаки требуют более высоких, чем атаки. Но только лишь дело доходило до уверенного контроля мяча на этих скоростях, потенциал тонул. Мы либо бежим, либо контролируем. Одновременно - никак.
После матча Леонид Слуцкий сказал, что первый тайм был очень качественный. Мне сложно судить о тренерских стандартах качества, но плохой футбол с забитыми мячами железно лучше, чем качественный без мячей. А от взятия чужих ворот сборная России была далековата. Не имелось у нее в первом тайме атаки. При качественном, быть может, футболе. Зато была большая аналогия со сборной системы Фабио Капелло.
После перерыва, глядя на все это, остро захотелось одного: широковщины. И она появилась. Что характерно, в лице Широкова. Человек одним касанием зачал гол. Все встало на свои места.
Есть умельцы - есть голы. Есть бегуны - нет голов. А если есть, то в наши ворота. Сзади-то от Широкова мало что зависит. Там ситуация как-то постабильнее, чем впереди. Но не сказать, что понадежнее.
Напоследок, как заведено, выскажу оптимизм, рожденный товарищеским статусом игры. Время до матча с Англией еще есть, у Роя Ходжсона полно своих проблем, при определенной удаче можем выстрелить, шансы семь на восемь, восемь на семь. Но откуда у нас что возьмется 11 июня, после матчей с чехами и сербами понимать отказываюсь.
Может, оно и есть. Только глубоко спрятано вместе с предпосылками. «Вряд ли начнем летать», - сказал Слуцкий про «физику» после матча. Про игру, на мой взгляд, следует думать так же.
Но при этом верить, конечно. Даже веровать. Истово.