Упражнение «толчок»
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что финансирование «Кубани» и ХК «Сочи» должно быть продолжено, но не за счет государственных средств. В переводе на бытовой язык это означает: «Денег больше не дадим, желаем крепкого здоровья». На первый взгляд, поворот внезапный. Кормили-кормили и на тебе: из зоопарка – в дикую природу. Но только на первый. Администрация Краснодарского края не была уличена в надрывном финансировании «Кубани» как минимум весь последний год. Платежки отследить сложно, однако слухи имеют место быть. Смена губернатора и краевых элит, если этих людей позволительно так назвать, не могла не родить паузу в выполнении обязательств перед «Кубанью».
Новый руководитель, принявший регион у Александра Ткачева, должен был разобраться, что к чему. Разобрался: поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны. Все это занятно, конечно. Губернаторы представляют одну политическую силу, управляются одним лицом, олицетворяют неуклонность и преемственность курса, а вот поди ж ты: мнения разделились. Или футбол - не политика, а хозяйствование? Но тогда перестать финансировать «Кубань» нужно было сразу после летального исхода советской власти. Ибо что хозяйственного в регулярном бросании денег в костер? И что осталось у «Кубани» в результате этого бросания, кроме названия, чужого стадиона, воспоминаний об утраченной базе и контрактов Аршавина с Павлюченко?
Впрочем, остались долги. Источники оценивают их в 20 миллионов не наших денег. Якобы именно эта сумма стала главным аргументом при отказе губернатора финансировать клуб. Потому как краю, содержащему олимпийские объекты с мимикой штангиста в упражнении «толчок», взять лишних полтора миллиарда рублей особо негде. И спросить, вот беда, особо не с кого. На виду только те, кто давал миллиарды в долг. А кто брал, те как-то зашифровались.
Ничьи долги
Эта ситуация всегда вызывала живейший интерес. Садятся люди в конференц-зале. Предъявляют гарантии, договора, сверстанные бюджеты, берутся за «паркеры», подписывают. Потом глядь – бюджеты превышены, задачи не выполнены, вокруг вьются кредиторы. А подписанты на месте, да. Выглядят хорошо, упитанно. И уже ни при чем. Никто. Совершенно. Стойте, но ведь под чьи-то гарантии все это осуществлялось? Кто-то что-то недодал, не выполнил, переплатил или, какой ужас, расхитил. Иначе долгам и взяться неоткуда!
У российского футбола, однако, собственная логика. Долги – потому что трудно было. Пахали, не разгибаясь, продали последнюю рубашку. И все равно не хватило. Где-то в другом месте рубашек прибыло, не без того. Ну так докажите! Голословно всякий может, а нам на бредни отвечать некогда. Нужно деньги искать, чтобы долги погашать и вступать в сезон с новыми надеждами.
Справедливости ради, «Кубань» финансировала не только краевая администрация, но и частный акционер Олег Мкртчян. Про его отношения с краем много чего рассказывали. Вроде бы Ткачев Мкртчяну что-то обещал в плане бизнеса, затем не выполнил, бизнесмена охватила грусть, а потом он снова полюбил футбол, затем опять немного разлюбил…
В краевом центре на улице Красной есть театр оперетты. Если положить предыдущий абзац на музыку, аншлаги гарантированы. Но билетных сборов на «Кубань» все равно не хватит, поэтому продолжаю дуть в свою дуду. Клубы в обязательном порядке предоставляют гарантии финансирования при лицензировании в РФС. Отследить невыполнение несложно. Свести доходы с расходами тоже. Ау, 20 миллионов, вы чьи? Опять ничьи? Во дела.
Тогда дальше сами, без бюджетных подачек. А миллионы жалко. Но не очень. Главное, чтобы попали в хорошие руки. У клуба, надо заметить, были еще игроки. Да, собственно, и есть. Одних продали, других могут продать. Ивелин Попов, сообщает transfermarkt.de, перешел в «Спартак» за 6 миллионов евро. А злые языки утверждают, что за 8. На эти деньги «Кубань» могла какое-то время жить. Но есть ли уверенность, что миллионы достались клубу? И если да, какой его ветви: Мкртчяну, администрации или людям из администрации, что не одно и то же? А покупала Попова «Кубань» за клубные или за частные? А «держал» его кто? А сопровождал сделку? Озбилис, Ионов, Пицелли, Кулик, Траоре и т.д. – все эти хлопчики при продаже что-то стоили. Отчего ж «Кубани» теперь так поплохело? Быстро проела? Или даже до рта не донесла?
«Перспективы очень хороши»
Попытки понять, что ждет «Кубань» дальше, не будут слишком успешными. Поскольку сценариев несколько и некоторые взаимоисключают друг друга. Можно, скажем, взглянуть на ситуацию под позитивным углом. Кто сказал, что уход государства из профессионального клуба – это плохо? А вдруг Мкртчян только об этом и мечтал? Сейчас ему, наконец, развяжут руки, перестанут мешать, закипит футбольный бизнес, состоится рывок в самоокупаемость. Не закипит и не состоится. Стадион Мкртчяну вряд ли кто-то отдаст. Даже за разумные деньги. Государство если приросло к собственности, то наглухо, корнями. Будет сидеть на ней, как друг человека на сеновале. Сдавать в аренду и мучительно содержать на всякий случай. А строительство новой арены Мкртчян вряд ли потянет. Льгот футбольному бизнесу у нас тоже пока не придумано. Средняя посещаемость домашних матчей «Кубани» близка к 10 тысячам. Даже если продавать билеты долларов по 100, существующий долг за сезон удастся покрыть лишь на три четверти. Такой, понимаешь, бизнес. Тут, конечно, спросить бы, зачем Мкртычян привел в клуб Аршавина и Павлюченко. Но сам Олег Артушевич ответить не смог, весь вечер был очень занят. К тому же я не слышал про его встречи с Аршавиным перед подписанием контракта. А вот о встречах губернатора слышал. Того самого, который – см. первый абзац.
Еще один путь более реален. Мкртчян останется лишь номинально. Должен же клубом кто-то управлять? А денег дадут новороссийский порт, крупные девелоперы, банки и т.д. Весной, скажем, прошла информация, что «Кубань» купила у «Крайинвестбанка« земельных участки на 450 миллионов рублей. Позже выяснилось, что таким образом были реструктурированы долги. Но отношения-то имеются! Углубить, расширить, закрепить. Как? По звонку. Отличный способ, раньше сбоев не давал. На то она и власть, чтобы телефоном правильно пользоваться. Девиз «Кто даст денег, тому ничего не будет» тоже пока не заржавел. Так что будущее у «Кубани» все-таки вырисовывается. Как поет Тимур Шаов, «жизнь дерьмо, но перспективы очень хороши». Осталось понять, в каком дивизионе.
Будет крайне удивительно, если клуб зимой снова пополнят люди с контрактами в полтора миллиона долларов. Более того, несколько ведущих игроков могут вполне покинуть «Кубань» свободными агентами через палату по разрешению споров. И это значит, что по кому-то 20-миллионный долг все-таки ударит.
К сожалению, этот кто-то в очередной раз – кубанский болельщик.