«Футбол – это бизнес, символов больше нет». Почему болельщики отворачиваются от «Интера»
Андрей Клещенок – о крупной сделке, которая состоится 30 июня, новом скандале и борьбе за власть в миланском клубе.
«Интер» теряет своих болельщиков. Настоящих, верных фанатов, лица которых – уже пропуск и абонемент на весь сезон.
«Я – фанат «Интера», живу недалеко от «Сан Сиро» и болею за клуб с детства. В этом году я могу не продлить абонемент по двум причинам. Первая: в «Интере» больше нет футболистов-символов, которые горды носить футболку клуба. Вторая: трансферная кампания в это лето отсутствует.
Если ничего не изменится, в этом году я отправлюсь с семьей на море, впервые за 36 лет забыв продлить свой абонемент».
Это – отрывок из письма одного из болельщиков, отправленного на днях в офис «Интера».
Фото: Inter, Ansa
Он ходил на стадион 36 лет. Платил лирами, тысячами лир, потом платил евро. Вырос, выучился, женился. Подросли его дети. И каждые две недели – в политические, футбольные кризисы – неизменно занимал своё место на втором ярусе «Сан-Сиро».
«Дорогой Коррадо, мы не станем убеждать вас покупать абонемент. Но дадим ответ. Больше нет игроков-символов, преданности клубным цветам уже не существует. Футбол – это бизнес, и фанаты должны принять это».
Я затрагивал эту тему в статье о Доннарумме. Не игроки положили конец эпохе символов. Клубы сделали футбол бизнесом. Клубы выбрасывают своих легенд ради пустяшной экономии. И футболисты ответили тем же.
Теперь клубы забили и на болельщиков-символов.
Ладно, это всё лирика. Клуб ответил то, что должен был. Правду. И, как полагается умным ответам, оставив кое-что в подтекст: футбол – это бизнес, продажа билетов в котором – самая низкодоходная часть.
Насколько другим был бы ответ, обратись с таким письмом титульный спонсор! Его уверили бы, что это не так; предложили бы в символы Самира, Икарди, черт-те кого еще. Потому что футбол – это бизнес, где на привилегированном месте – топы бухгалтерских отчетов.
Но это всё лирика. Куда практичнее вторая часть ответа – та, что про трансферы. «Что касается трансферов, то рынок ещё находится в начальной фазе. «Интер» инертен из-за финансового фэйр-плей и парализован соглашением с УЕФА, обязывающим добиться крупной выручки до 30 июня».
Кто не в курсе: «Интер» должен выручить 30 миллионов, чтобы уложиться в ФФП. Сегодня – последний срок. Ждите крупного трансфера.
Но вот вопрос: что мешало «Интеру» до этого? Заявленная зачаточность рынка? Она не помешала Гвардиоле купить Бернарду Силву. В команде достаточно лотов, готовых к продаже – Брозович, Перишич, Мурильо… Хорошие, востребованные игроки, на которых можно выручить не один десяток миллионов.
Фото: Inter, Ansa
Футбол – это бизнес. И с точки зрения бизнеса «Интер» ведёт себя нелогично. Покупатели хорошо осведомлены о проблемах клуба. То, что стоило 55 миллионов, сегодня возьмут за сорок.
Два месяца назад проблему раскрыл Роберто Манчини. «У «Интера» хорошая команда, но хаос в руководстве». Почему «нерадзурри» теряют деньги? Сотрудники слишком заняты. Слишком увлечены борьбой за власть в клубе.
Разберемся. В «Интере» есть спортдир – Пьеро Аузилио, легенда футбольного менеджмента. Есть Вальтер Сабатини, занимавший аналогичную должность в «Роме». Формально он числится в Suning и лично консультирует по трансферам китайское руководство. Близок к клубу Габриэле Ориали, человек влиятельный и властный, и никуда не делся Дзанетти.
Над ними – китайский совет директоров, мало смыслящий в футболе и передоверяющий выбор своим фаворитам. За этот статус и ведётся борьба.
Каждое решение становится полем для сражения. Когда уволили де Бура (ставленника прежней руководящей команды), клуб выбирал между Пиоли и Марселино. Итальянцы (Аузилио и Дзанетти) лоббировали соотечественника.
Пиоли, как и положено мотиваторам, сдулся на длинной дистанции. Так бывает, но Дзанетти и Аузилио разом потеряли в глазах Цзиньдуна. Ему понадобились новые руководители. Так в клубе появился Сабатини, который продвигал Спаллетти, и Ориали – близкий друг Конте.
Сейчас в «Интере» несколько центров притяжения. Сабатини, пост которого приближен к правлению. Аузилио и Дзанетти, обычно выступающие сообща; должности предоставляют им известную власть внутри клуба. Ориали, именитый и авторитетный.
Фото: Inter, Ansa
Габриэле атакует Аузилио, за счёт его полномочий пытаясь легализовать своё присутствие в клубе. Пьеро и Дзанетти мечтают отнять у Сабатини крохи китайского расположения; Вальтер не прочь отжать у парочки часть влияния в «Интере».
Выше – могущественный Киа Джурабчиан, иранский агент и давний бизнес-партнёр Чжан Цзиньдуна. В Италии шутят, что именно Джурабчиан управляет «Интером». Важно расположить его к себе, в идеале – подвинуть; благо, кое-кто из клиентов иранца стоил клубу неоправданно дорого...
Футбол – это бизнес. Здесь кто успел, тот и съел. Даже Дзанетти и Ориали приняли это. Символы, преданность – лирика, которая сопутствовала их футболкам. В мире пиджаков важна власть, а ради власти можно забыть о прагматичности на трансферном рынке.
Вопрос только в том, сколько мест освободится на «Сан-Сиро», пока змеи пожирают друг друга.
Автор: Андрей Клещенок