Футбол в Тосно.
Генеральный директор «Тосно»: Сложнее всего было увольнять Перевертайло
Один из фаворитов предстоящего первенства ФНЛ – клуб редкой уникальности. Во-первых, частный. С пропиской в Ленинградской области, но играющий домашние матчи в Великом Новгороде. «Тосно» три года от роду, а бронзовые медали первенства ФНЛ прошлой весной там посчитали неудачей. Дмитрий Парфенов уже седьмой главный тренер , и ни разу им не был питерский специалист. А увольняли их несколько раз, когда команда шла на первом месте. Генеральный директор клуба, Вячеславом Матюшенко, рассказал, почему организационные успехи «Тосно» отстают от спортивных и что самое сложное в работе руководителя.
Почему мы не берем питерских тренеров
– Дмитрий Парфенов готовит команду к сезону без своего давнего товарища – Юрий Ковтун теперь у конкурентов. Это потеря для «Тосно»?
– Больше их связывает все-таки игровое прошлое. Тренировали они вместе лишь в прошлом сезоне. Потеря ли для нас уход Ковтуна? Думаю, нет. Юра – прекрасный человек. Но у нас достаточно времени найти ему замену.
– По каким критериям в «Тосно» выбирают помощника главного тренера?
– Критериев несколько. Хотим пригласить авторитетного в футбольных кругах человека, поигравшего на высоком уровне. Чтобы мог при необходимости и в тренировках участвовать, и показать своим примером на поле. Второе качество – умение требовать, если надо, жестко. И еще, чтобы человек был не слишком возрастной. Или скажу по-другому - современный. Следящий за футбольными новинками, готовый их предлагать и учиться.
– А опыт повышения в классе разве не нужен?
– Это непринципиально. Каким бы опытным и титулованным тренер не был, он может подготовить, направить, подсказать. Но решающая роль за игроками. Если они объединены общей целью, готовы доставать из себя все для результата, если воспринимают идеи тренера, то его прошлый опыт, удачный или не очень, значения не имеет.
– Какова роль Парфенова в выборе помощника?
– Если бы это решал только клуб, мы бы уже закрыли вопрос. Конечно, каждую кандидатуру предлагаем и обсуждаем с Дмитрием Владимировичем. Позвольте здесь без фамилий, но пару потенциальных помощников он отклонил.
– А в чем проблема? В Петербурге десятки специалистов разного возраста и с опытом на любой вкус. А тренировали команду со дня появления «Тосно» в профессиональном футболе в основном приезжие - специалисты из Болгарии, Украины, других российских городов. Более логичным для клуба ленинградской области выглядела бы ставка на своих.
– Для нас качество важнее прописки тренера. Хотя мы вовсе не против найти питерского помощника главного тренера. Не хочу никого обидеть, но пока не видим здесь кандидата, который бы и нас, и Парфенова устроил полностью.
Ситуация в команде важнее турнирного положения
– Ладно, с помощником разобрались. Но срок работы в «Тосно» самого Парфенова уже удивителен. Что изменилось в стратегии клуба?
– Да, с частыми сменами тренеров мы покончили. (Улыбается) Нас Парфенов устраивает. Пусть его тренерский стаж пока не очень богат, но надеюсь, мы в нем нашли тренера и на данном этапе, и на перспективу. В нем видим того, кто умеет находить выход из сложных ситуаций, в любых обстоятельствах гнуть свою линию, к кому всегда прислушиваются футболисты. Мы уверены, что Парфенов тот человек, с кем «Тосно» будет двигаться вперед.
– Подождите! Раньше вы увольняли тренеров, когда команда шла на первом месте. При Парфенове «Тосно» опускался в зону вылета, но даже разговоров о перестановках не было слышно. Что-то здесь не так.
– Во-первых, мы учитывали не только турнирное положение, но и причины его. У нас была серия из пяти поражений подряд, но к ним привели и травмы с дисквалификациями, и невезение иногда. К тому же мы и не рассчитывали, что Дмитрий Владимирович сразу ситуацию выправит. Напомню, когда он пришел, команда уже катилась вниз. Мы понимали, что надо это падение затормозить, остановить и только потом думать о восхождении.
– Неужели даже в затяжной серии поражений сомнений в правильности выбора не было?
– Волнение, растерянность, даже порой непонимание – да. И у нас, и у Парфенова. Да, мы это обсуждали. Но мыслей о его увольнении – нет, не было. Мы видели, что тренер правильно работает.
– Правильно – это как?
– Без истерик, без шараханий в тренировочном процессе. Важно, что ниточка между командой и Парфеновым не рвалась – футболисты его слушали так же, как и на момент прихода в команду. И время показало, что наше терпение сработало. В концовке не только поднялись – нам 3-4 туров не хватило, чтобы за четверку зацепиться.
Когда хозяин клуба звонит после поражения
– Прошлой весной под руководством Евгения Перевертайло «Тосно» бился за выход в премьер-лигу, а уже через пару месяцев при том же тренере, команда покатилась вниз. Как за столь короткий срок это возможно?
– Эх, знали бы ответ – и таких падений бы не случалось. Но в футболе к этому надо быть готовым всегда. Сегодня ты наверху, а уже завтра тебя закапывают. Конечно, частые смены тренеров говорили и о наших просчетах. Возможно, в ком-то изначально ошибались. Но ведь так случалось и с футболистами, который раньше приходилось менять очень часто, в том числе до окончания контракта. «Тосно» - молодой клуб. И без ошибок на первых порах невозможно. Требуется несколько лет, чтобы научиться лучше просчитывать ситуацию, более взвешенно принимать кадровые решения. Сегодня мы уже приходим к стабильности. О ситуации с главным тренером я уже сказал. С игроками тоже раньше срока не расстаемся. Все кого берем, свое лепту вносят. И только после окончания контракта, решаем, стоит ли продолжать сотрудничество.
– Увольнения тренеров – исключительно в вашей власти?
– В бюджете «Тосно» нет ни рубля государственных денег. Клуб полностью содержится на средства Бориса Пайкина. И отставки тренеров я обсуждал только с ним.
– Количество звонков от хозяина клуба в провальный период увеличилось?
– А как может быть по-другому? Какому владельцу понравится смотреть, что команда вместо решения задачи проигрывает матч за матчем. Конечно, приходилось и возмущения подолгу выслушивать, и успокаивать, и объяснять. Порой, видя номер владельца, не знал, что говорить. У нас и с Парфеновым такие же ситуации возникали. Могли час после поражения с ним друг напротив друга сидеть. Как собаки – в молчании, но с обоюдным пониманием. (Смеется)
– Я от нескольких футбольных людей слышал, что если «Тосно» на второй сезон из ФНЛ в премьер-лигу не выходит, финансирование прекращается.
– Я тоже слышал. Но у нас так вопрос никогда не стоял. Это слухи. Другое дело – не знаю, что бы произошло, вылети мы обратно во второй дивизион. Но об этом варианте даже не думали.
Пусть и область поможет футбольному клубу
– Заканчивала прошлый чемпионат и начнет следующий ваша команда в Великом Новгороде. Это нормально?
– А у нас выхода не было. В Петербурге единственный стадион, где можно проводить матчи ФНЛ – запасная арена «Петровского». Главная, понятно, не в счет. Но на запасном поле играют еще молодежный состав «Зенита», «Зенит-2», «Динамо», какие-то турниры. Даже предыгровую тренировку провести невозможно – все забито. И матчи нам назначали на обеденное время, когда зрителей почти нет. В такой обстановке чувствовали себя бедными родственниками, особенно, на фоне Воронежа и Тулы, где трибуны битком.
– Новгород не самый футбольный город.
– А вы приезжайте на новгородский «Электрон» – увидите, какой «нефутбольный». Мы туда еще в начале второго круга хотели переехать, но не успели поле и арену до конца подготовить. А когда начали там играть, почувствовали такую любовь и внимание, что показалось – нас там давно ждали. Полные трибуны на три с лишним тысячи и еще столько же тех, кому билетов не хватает. Болельщики в Новгороде жаловались даже, что им не хватает мест. Другое дело – из-за вынужденных переездов постоянных болельщиков пока не прибавилось. Стабильная часть поклонников у нас в Тосно, откуда мы для людей организовываем автобусы на матчи. Из других городов ленинградской области тоже организуем для болельщиков транспорт.
– В продолжение темы следующий вопрос. Как можно ставить задачу выхода в премьер-лигу, если у клуба нет ничего – ни стадиона, ни базы, ни питерских футболистов на первых ролях?
– Хороший вопрос. Да, пока клуб развивается не так быстро, как надо. Но мы собираемся этим заниматься. В Тосно работает наша футбольная школа, хотим это выводить на новый уровень, создать в нескольких городах ленинградской области филиалы, серьезно обучать тренеров, разработать для них единую программу. Еще в планах – построить на существующем стадионе трибуны на 10 тысяч мест, интернат и базу для первой команды. Проект и земля уже есть. Мы подготовили документацию и отправили в спорткомитет. Остальное – за администрацией.
– Почему строительство инфраструктуры частного клуба должно зависеть от властей?
– Содержание футбольного клуба – дело очень затратное. Даже на текущие нужды уходят серьезные средства. Для возведения даже такого стадиона требуется около миллиарда рублей. Это нереально. И еще. «Тосно» же не сам для себя существует. Наши успехи – это ведь реклама и престиж и для области. Думаю, ее руководители тоже что-то должны сделать для помощи футбольному клубу.
Воспитанники «Зенита» стоят дорого
– Допустим, «Тосно» выходит в премьер-лигу. Где команда будет играть?
– Очевидно, для Петербурга и области это серьезнейшая проблема. Наверное, у нас единственный регион, где при таком количестве команд есть лишь по одной арене для премьер-лиги и ФНЛ. В теории можно говорить о «Петровском». Но как получится, не знаю. Пока решения нет.
– Но это же неправильно, когда организационная часть безнадежно отстает от спортивной.
– Конечно, в идеале хотелось, чтобы у нас было, как у «Краснодара», который к моменту выхода в премьер-лигу уже имел и базу, и шикарную Академию. А вот-вот появится и свой стадион. Но клуб Сергея Галицкого у нас такой один, думаю, «Краснодар» и в Европе для многих пример. И, финансовые, возможности у них, наверное, другие. У нас тоже клуб амбициозный. Хозяин вкладывает в него большие деньги, переживает за дело, обеспечивает команду всем необходимым. Он имеет полное право требовать от нас высокого темпа. И ведь Борис Романович тоже не со стороны смотрит. Когда есть время, приезжает даже на сборы, всем интересуется, всех футболистов не только в премьер-лиге, а в ФНЛ знает. Иметь такого руководителя – большая редкость и огромная удача.
– Почему в «Тосно» большинство игроков иногородние? В Петербурге больше 30 футбольных школ. Неужели они настолько слабы?
– И здесь для нас важнее уровень игроков, а не география. Во-первых, уровень детско-юношеского футбола в области, к сожалению, не позволяет рассчитывать, что молодые игроки смогут решать высокие задачи. Академия «Зенита» - другое дело. В системе «Зенита», на мой взгляд, хватит игроков для нескольких команд ФНЛ. Да и ребятам, думаю, было бы приятно играть здесь, в родном регионе.
– Так в чем же дело?
– В размере компенсации за них. По регламенту за воспитанников футбольных школ до 23 лет надо платить очень серьезные деньги. Просто нереальные для ФНЛ. Поэтому приходится брать игроков из других регионов. Впрочем, и «Зенит» нам отдавал в аренду Евгения Маркова, и в будущем, надеюсь, на сотрудничество.
Если бы Парфенов не хотел, меня бы на скамейке не было
– Теперь давайте о слухах про вас. Мне рассказывали, что вы участвуете в определении состава и руководите заменами во время матчей.
– Я полностью вовлечен в дела команды – это правда. Вместе с тренерами просматриваю потенциальных новичков, соперников, обсуждаю с ними состав – тоже правда. Но кого выпускать на поле, когда и какие делать замены – решает уже тренер. А я просто могу высказать свое мнение.
– Как Парфенов относится к такой активности генерального директора?
– Я бы всего этого не делал, если бы главный тренер не хотел. Дмитрий Владимирович сам просит высказать свое мнение. Кроме того, я же не с трибуны дают советы, а постоянно наблюдаю за всем изнутри.
– И все-таки для профессионального клуба не очень-то свойственно, чтобы генеральный директор постоянно сидел на скамейке, обсуждал состав и тактику.
– Я все-таки бывший футболист и хорошо понимаю, что происходит на поле и за его пределами. А еще – «Тосно» для меня не просто место работы, а клуб, который я создавал с нуля, сам набирал команду. И переживаю за него, думаю, больше, чем все футболисты и тренеры. Потому оставить происходящее без внимания и пустить на самотек не могу.
– С момента дебюта в профессиональном футболе прошло почти три года. Сколько человек с тех пор осталось в команде?
– Из тренеров – Кирилл Гашичев. Из администрации – начальник команды Игорь Худогов и я. Из футболистов никого. Я понимаю, что клуб должен обладать стабильным костяком и своей школой. Но подчеркну, мы клуб – растущий. И кардинальные изменения по ходу развития нормальны. Все футболисты на своем этапе принесли пользу, добыли клубу известность, заставили о нем говорить. Но мы всегда стремимся идти вперед и дальше идем с теми, кто способен решать более высокие задачи. То же самое касается и тренеров – каждый внес лепту в развитие и добился результата, начиная с самого первого, Виктора Демидова. И со всеми было расставаться тяжело.
– После трех лет во главе клуба стало легче объявлять людям об увольнении?
– Ох… Я с каждым расставался тяжело. Когда впервые надо было об этом говорить игроку, места себе не находил. Сейчас отношусь уже к этому более профессионально. Нет, роботом не стал. Но лучше осознаю, что это часть работы. И, наверное, у меня есть способность объяснять все людям так, чтобы мы расстались с пониманием и без конфликтов.
– С кем из тренеров было расставаться особенно трудно?
– С Евгением Перевертайло. Хороший, интеллигентный человек, очень грамотный тренер. Добился с «Тосно» серьезного результата – попадание в переходные матчи - веха для клуба. Но в какой-то момент и у Евгения Николаевича перестало получаться. И дальше тянуть уже было нельзя.