По стопам «Рейнджерс». Как Невио Скала и другие возрождают «Парму»
Евгений Ломоносов
В начале апреля легендарный шотландский «Рейнджерс» после четырех лет пребывания на дне вернулся в премьер-лигу. Путь команды из Глазго пытается повторить «Парма», гремевшая в конце прошлого века на европейских полях – она вышла из четвертого итальянского дивизиона в третий.
Как «Парма» стала банкротом?
В сезоне-2014/15 «Парма» должна была выступить в Лиге Европы, но не прошла лицензирование. Главная проблема - финансовая: неуплата налогов с премий футболистам. Когда это вскрылось, владелец «Пармы» Томмазо Гирарди заявил, что готов все исправить, но УЕФА такого шанса ему не дал. Гирарди этим решением был шокирован: «У нас много футболистов, за каждого нужно платить налог. Я здесь семь лет, и всегда это делал. Меня просто никто перед лицензированием не предупредил, что у нас есть долги! Только дурак может думать, что это была хитрость – сэкономить 300 тысяч евро после трат в размере 13 миллионов. Кроме этого, из-за неучастия в Лиге Европы мы понесем потери в размере 8 миллионов. Когда я успокоюсь, подумаю, кто мне возместит эти убытки». Решение бизнесмен придумал простое: выставил клуб на продажу. Официальной причиной стало обида на УЕФА: «Меня выпихивают из футбола».
Но есть и другая версия, неофициальная, но более правдоподобная: у Гирарди начались финансовые проблемы, а решение УЕФА стало прекрасным поводом расстаться с активом. «Последние два сезона нам платили зарплаты в самый последний момент, что вызывало подозрения», - рассказал журналистам капитан «Пармы» Алессандро Лукарелли. По сообщениям итальянских СМИ, Гирарди для выплаты зарплат даже брал займы, что не могло продолжаться вечно. В декабре 2014-го года новым владельцем клуба стал албанский нефтяной магнат Резарт Тачи. К этому времени долги «Пармы», по признанию самого Гирарди, насчитывали 97 миллионов евро, 19 из которых – задолженности перед игроками. Это лишь подтверждает версию, что финансовый крах бизнесмена – главная причина выставления клуба на продажу, а вовсе не обида на УЕФА. Тачи в разговоре с Гирарди обещал долги погасить. Но вместо этого спустя всего два месяца после сделки продал «Парму» Джампьетро Маненти за… 1 евро, так и не исправив ситуацию. Вероятно, Тачи хотел со временем перепродать клуб, но, поняв всю бесперспективность затеи, решил просто сбежать.
При Маненти «Парма» окончательно дошла до ручки: домашний матч с «Удинезе» не был сыгран из-за отсутствия денег на оплату работы стюардов, на встречу с «Дженоа» не команда не поехала из-за отсутствия денег на бензин. Для Маненти все закончилось печально: он был арестован за финансовые махинации. Вел он себя как неопытный бизнесмен из детективного фильма: закрыл все свои счета в банках, предварительно сняв все деньги. Разумеется, это привлекло внимание правоохранительных органов.
Болельщики «Пармы» во всей этой истории больше остальных разозлись на Гирарди, отдавшему клуб проходимцу из Албании (изначально сообщалось о том, что он выручил 10 миллионов евро, но итальянец уверяет, что этих денег не получил). У его дома даже появилось граффити: «Гирарди, умри!». Он и сам был не рад случившемуся: «Я прошу прощения у болельщиков, потому что не так давно говорил, что оставил «Парму» в хороших руках. Сейчас я бы так не сказал. Не продал бы «Парму», если б знал, что все так обернется». Весной 2015-го, прямо по ходу чемпионата, «Парма» была признана банкротом. Состоялось собрание клубов лиги, на котором решалось, как быть дальше: доигрывать сезон без нее или скинуться на все самое необходимое для команды и завершить турнир с полным составом участников?
Сразу 16 клубов проголосовали за второй вариант, не желая делать антирекламу серии А. Футболистов «Пармы», игравших без зарплаты, это так вдохновило, что в 11 заключительных турах они одержали три победы (в том числе над «Ювентусом» - 1:0) и пять раз сыграли вничью (в том числе с «Наполи» - 2:2 и «Интером» - 1:1). И никто не кричал, что зря «Парму» пожалели.
Кто занялся возрождением клуба?
Если бы быстро нашелся инвестор и погасил долги «Пармы», то сезон-2015/16 она могла начать в серии В, куда вылетела. Но такого человека не нашлось, и клубу пришлось начинать с серии D. Возрождать «Парму» взялись местные предприниматели, основавшие холдинг, который стал главным акционером клуба. Их так много, что наберется целая команда, если им вдруг захочется выступить в любительском турнире. У каждого свой бизнес: например, компания Гвидо Бариллы Barilla group занимается производством хлебобулочной продукции, а фирма Анджело Гандольфи Erreà выпускает спортивную одежду. Вице-президент клуба Марко Феррари, игравший в легендарной «Парме» начала 90-х, отмечает, что в одиночку тянуть клуб в Италии нынче не способен никто. Коллективно делать это легче. Интересно лишь одно: хватит ли у земляков-бизнесменов средств, чтобы содержать команду в серии А, если однажды она туда вернется?
Президентом «Пармы» стал Невио Скала. В 90-е годы в качестве тренера он собрал с «Пармой» почти все европейские трофеи: Кубок УЕФА, Кубок Кубков, Суперкубок УЕФА. Не было повода лучше, чтобы вспомнить о 67-летнем безработном ветеране. Именно Скала решил пригласить на пост главного тренера экс-футболиста сборной Италии Луиджи Аполлони, когда-то игравшего под его началом. Предложение последовало в июле, тогда как в июне Аполлони заключил контракт с командой серии D «Лентигоне». Отказать бывшему клубу он не смог. На футбольном поле самым опытным является защитник Лукарелли – этакий местный Джанлуиджи Буффон. Не являясь воспитанником «Пармы», он остался с командой в трудную минуту. Тем самым выполнил обещание, которые дал еще прошлой зимой, когда «Парма» играла в серии А: «После семи лет выступлений здесь я не могу быть равнодушен к проблемам. Если вдруг «Парма» окажется в серии D, готов сражаться за нее в этой лиге!». Ради этого он отказался от трех предложений клубов высшей лиги. Вот и подрабатывает теперь при возможности экспертом на канале TV Premium Calcio.
Зато легендой клуба стал! Куда ни посмотри – на каждой должности работает свой человек, писавший историю клуба. Поэтому и внимание к «Парме» такое, что позавидуют многие команды РФПЛ: в среднем на домашних матчах «Пармы» в этом сезоне собирается 10 089 зрителей! То ли еще будет!
Каким еще итальянским клубам приходилось начинать с нуля?
«Парма» - не первая итальянская команда с историей, ставшая банкротом. Такая же участь в разное время постигла «Наполи» и «Фиорентину». «Наполи» пришел к краху, когда владельцем клуба перестал быть Коррадо Ферлаино, при котором команда дважды стала чемпионом Италии на стыке 80-х и 90-х годов. После его ухода за девять лет у клуба было шесть хозяев. В итоге долги клуба выросли до 80 миллионов евро, что привело к банкротству.
Спас «Наполи» кинопродюсер Аурелио де Лаурентис. Сначала созданное им в 2004 году детище выступало под названием «Napoli Soccer», а в 2006-м он выкупил права на использование исторического названия – «Società Sportiva Calcio Napoli».
«Фиорентина» покупала дорогих игроков и платила им немалые деньги на стыке веков, когда ей управлял кинопродюсер Витторио Чекки Гори, Батистута, Руи Кошта, Миятович и другие. В какой-то момент выяснилось, что долги клуба достигли 60 миллионов евро. В 2002 году он обанкротился. Спасли «фиалок» обувные магнаты братья Делла Валле. Возродили команду они под названием «Fiorentina Viola». Но уже в 2003 году братьями было выкуплено право на использование исторического названия. «Фиорентине» повезло: один из дивизионов по пути наверх она проскочили просто так, как как серию В решили расширить до 24 команд.