23.12.2015 1643 0.0 0

Футбол для людей.

Денис Шунто взял голливудскую высоту, о которой и близко не мечтал. Руководитель самой невероятной команды белорусского футбола родился в Смолевичах. Потом отправился в Минск за высшим образованием и ожидаемо остался в столице. Круг общения Шунто пропитывал спортивный интерес. Молодые люди играли в футбол для души, а после матчей любили усесться за пивом и глубокомысленными разговорами.

— Мы все думали: «А почему наших футболистов так не любят?» Мечтали создать команду из народа, которой по-настоящему проникнутся, душевную. Чтобы не было такого, когда игрокам все равно, где заработать свои полторы тысячи долларов: в условных «Белшине» или «Нафтане». Хотелось все делать вместе и вместе прибавлять — в том числе и финансово. В итоге намерение Дениса реализовать коллективную мечту окончательно сформировалось на одном из пляжей солнечной Ямайки.

— Я лениво лежал на песке, а потом подумал: «Блин, да надо же что-то сделать!» И решился. По возвращении в Беларусь собрал ребят. Мы зарегистрировали клуб, а затем подали заявку на участие во второй лиге чемпионата страны. Всего за два года команда, созданная с нуля, стала настоящим явлением в трагически стагнирующем белорусском футболе и выбралась в элитный дивизион. В отсутствие господдержки это стоило Денису серьезных денег, которые все равно сформировали самый маленький бюджет первой лиги. Шунто не объясняет природу своего капитала. Говорят, его сформировали крупные победы на ставках. Молодой человек не протестует, когда слышит подобное предположение. Но ничего и не подтверждает. За пару лет полностью частный клуб «Крумкачы» проел примерно $200 тыс. безо всякой отдачи.

— Честно говоря, думал, что потрачу тысяч 30, — признается Шунто.

— В итоге же потратили вместе с другими учредителями 50. Прошлогодний выход в первую лигу увеличил траты. В 2015-м существование клуба обошлось примерно в $150 тыс. Из них $40 тыс. составляет долг — деньги, взятые во временное пользование, «висяки» по незначительным зарплатам игроков и тренеров, а также обещанные бонусы. Решающая победа над «Днепром» принесла футболистам по 6 млн рублей. Пока что виртуальных. Естественно, преумножить капитал Денису не удалось. Клуб отбирал время, силы и деньги.

— С работой я завязал… Да и с жизнью — тоже, — немного горько улыбается владелец «Крумкачоў». — Просто невозможно все успеть. Последние два года только проедал старые запасы. И практически все проел. Но ничего страшного. Если надо будет, заработаю еще.

* * *

Сергей Кошель проходил просмотр в пинской «Волне». Всех потенциальных новичков отправили к врачам. Шла формальная процедура заполнения общей анкеты. Доктор задал вопрос о половой принадлежности нападающего и сильно обалдел от ответа. «Среднего», — уверенно ответил Кошель. Примерно тогда футболист перестал откликаться на собственное имя и попросил знакомых называть его Окад. Завязав с футболом, Кошель занялся муай тай и принялся рисовать картины. Свой стиль молодой человек называл «хаотика». Как-то Окад разрабатывал тематику войны для одной из картин. Творческий процесс затребовал использования настоящих патронов…

Да, все закончилось неприятностями. Дело было после теракта в столичном метрополитене. Бдительные милиционеры периодически досматривали подозрительных, по их мнению, прохожих. Молодой человек, внешне похожий на героя аниме, конечно, показался подозрительным. Обнаруженные в его сумке патроны вызвали серьезные вопросы. Последовавшие ответы показались неубедительными. В итоге состоялся суд. Кошель стал невыездным на год. До расставания с профессией Сергей успел получить вызов в национальную сборную Беларуси. Тренировавший ее тогда немец Бернд Штанге доверился парню с выкрашенными в белый цвет волосами. Тот обладал безусловным талантом, потому все же вернулся в футбол. После года в команде «Минск-2» Сергей получил приглашение от «Крумкачоў».

— Я его первого подписал, — говорит Шунто.

— Просто узнал телефон и договорился о встрече. Парень сразу сказал: «Мне очень нравится ваша команда и ее эмблемка». В итоге Сергей отыграл за «Крумкачоў» 30 матчей и забил 17 мячей, став четвертым бомбардиром лиги. Парень больше не прыгает по заборам и не называет себя Окадом. Теперь крашеного в рыжий и русый Кошеля зовут Джок.

* * *

Филипп Иванов получал футбольное образование в детской школе минского «Динамо». Природные данные и талант позволяли полузащитнику считаться одним из самых перспективных игроков страны. Правда, на взрослом уровне у Филиппа не получилось решительно ничего. После столицы футболист пробовал закрепиться в областных центрах. Но ни в Бресте, ни в Гомеле, ни в Витебске не преуспел. После прошлогоднего расставания с солигорским «Шахтером» Иванов решил перестраховаться на случай своей футбольной кончины и открыл на заработанные деньги небольшой бизнес. В качестве владельца магазина разливного пива Иванов и перешел в «Крумкачы».

— Честно, я просто хотел играть в футбол и получать удовольствие. О деньгах вообще не думал, — признается лидер команды.

— И естественно, я не думал, что мы так высоко заберемся. Зарплаты в «Крумкачах» небольшие — от 600 тыс. до 3 млн рублей. Понятное дело, большинство игроков имеют основную работу. Капитан команды Александр Скшинецкий задействован в строительном бизнесе. Центральный защитник Роман Гаев занимается продовольственным магазином. Хватает мерчандайзеров и студентов. История команды могла закончиться летом. Потому что к тому моменту денег стало вообще ноль.

— Ребята звонили мне и говорили: «Денис, дай хоть что-нибудь. Мне не за что оплатить маршрутку!» — вспоминает Шунто. В сложившейся ситуации владелец команды вызвал на серьезный разговор главного тренера. Тот, услышав невеселые вести, сразу же сказал, что до конца года никуда не пропадет.

— Когда я собирался подписывать Иванова, все мне говорили: «Что ты делаешь?! Он же кошмарный человек!» — говорит Шунто.

— Но никакой он не кошмарный. После разговора с главным тренером я пошел именно к Иванову. Объяснил: такая вот фигня. И Фил меня понял. И другие ребята тоже. Того же Кошеля звали на зарплату в 10—12 млн в «Городею», но он остался. Недавно Иванов закрыл свой пивной розлив. Говорят, бизнес был не особо выгодным. Теперь лучший игрок «Крумкачоў» думает о будущем. Правда, уходить из команды, несмотря на безденежье, не хочет.

— Может быть, в «Динамо» минское пошел бы… Хотя, выбирая между «Крумкачамі» и «Динамо», все равно отдам предпочтение «Крумкачам», — смеется Филипп.

* * *

У вратаря Евгения Костюкевича проблемы с сердцем. Диагноз многоэтажный и труднопроизносимый. На просьбу вспомнить хотя бы примерно голкипер отмахивается и с улыбкой на лице просит не дурить ему голову. Евгений родился в Жодино и до совершеннолетия занимался футболом в родном городе. Потом попал на просмотр в московский ЦСКА — команду, которая является обладателем Кубка УЕФА и может позволить себе иметь в составе бронзовых призеров чемпионата Европы. Разница с родным для Евгения «Торпедо» — как между провинциальным ДК и Большим театром. В Москве на Костюкевича снизошло редкое вдохновение. Во вратаре проснулся его внутренний Спайдермен и принялся тащить все мячи. Молодому белорусу хотели предложить контракт. Но последовавшее УЗИ сердца показало, что мотор барахлит. Пришлось возвращаться в Жодино, где никто не захотел рисковать здоровьем юного голкипера.

— У вратарей же самые серьезные нагрузки, — рассуждает Евгений.

— Говорят, если я продолжу в том же духе, лет в 40 придется делать серьезную операцию. Завязав с профессиональным футболом, голкипер занялся любительским. Нынешний сезон он начинал в команде «Жодино-Южное».

У клуба на всю жизнь запоминающийся слоган — «Жодино-Южное — никому не нужное!». Изначально Евгений подрабатывал в «Крумкачах» тренером вратарей, затем стал оператором и получал 400 тыс. за съемку. Вернуться в спорт помог случай. Однажды образовался некомплект вратарей. Денис Шунто попросил Костюкевича выступить на подстраховке. Тот улыбнулся, но согласился. Затем Евгений получил шанс оказаться на поле. Основной голкипер команды, работавший таксистом, отправился на вызов, поэтому на матче присутствовать не смог. В итоге Костюкевич вышел на замену и отразил пенальти.

— Мне говорили: «Давай заявим тебя, посидишь на лавке». Я смеялся. Но потом стал тренироваться. В итоге услышал, как тренер сказал: «А давай-ка ты сыграешь». Вроде я показал, что еще могу что-то ловить. Вот до сих пор продолжаю ковыряться. Костюкевич мечтает провести пару матчей в высшей лиге, несмотря на проблемы со здоровьем и сопутствующий риск.

— Я беру на себя всю ответственность, — признается вратарь.

— Подписал соответствующую бумагу. Если помру — ну и хрен со мной. Положите под забор и закопайте. Главное, что на врачах не будет висеть греха.

* * *

Когда-то Олег Дулуб был не очень опытным и не умел общаться с журналистами. В итоге одна из бесед с пишущей братией завершилась скандалом. Несверенное интервью оказалось довольно резким и спровоцировало много-много недовольства. Суть мысли тренера была передана верно, но ему хотелось несколько других акцентов — не столь губительных для деловой репутации в белорусском футболе, где традиционно принято молчать.

— Мне звонили знакомые футболисты и говорили: «Анатолич! Ну вы красавец!» — вспоминает Дулуб.

— «Да, — отвечал я. — Анатолич, похоже, года на четыре себя отбросил этим интервью»… Кто возьмет себе такого скандалиста? Вот потому мне и было сложно найти работу главным тренером в высшей лиге. Хотя я не считаю себя скандальным. Я просто за справедливость. И мое мнение может идти вразрез общественному. Почти 15 лет тренерской карьеры Дулуб работал ассистентом. В 2014 году трудился в столичном «Динамо», но не понравился владельцу клуба — бизнесмену Юрию Чижу — и вынужден был покинуть его. Чуть позже на горизонте возникли «Крумкачы». Союз оказался крепким и взаимовыгодным. Дулуб вывел, по сути, любительскую команду в высшую лигу и самореализовался на полную.

— Есть такое понятие — зона комфорта, — говорит тренер.

— Я всегда старался из нее выйти, чтобы прогрессировать. Своей работой в «Крумкачах» я хотел показать, что за счет системной работы можно достичь результата даже с любителями. Дулуб выполняет ленинский завет «Учиться, учиться и еще раз учиться» всю свою жизнь. Закончив школу с золотой медалью, он почему-то выбрал футбол. После нескольких белорусских лет уехал за границу.

В Латвии Дулуб стал первым игроком, который сумел забить пять мячей в одном матче местного чемпионата. В Китае самостоятельно выучил английский. Теперь умело пользуется им, читая материалы в интернете на языке оригинала и отслеживая международные тренды.

— Из других команд на меня никто не выходил, — признается тренер.

— Выбора никакого нет. И вообще, мне хочется, чтобы проект «Крумкачы» был долгоиграющим. Он мне очень нравится.

* * *

Егор Свирский — фантастически непосредственный школьник 15 лет от роду.

— Можешь загуглить: я в кино снимался! — призывает тинейджер.

— Сериал «Полосатое счастье» выходил на СТС, а сериал «Сразу после сотворения мира» — на ТВЦ. Егор прибился к стае «Крумкачоў» совершенно недавно. Теперь он работает диктором на домашнем стадионе. Объявляет составы команд, замены и авторов голов на итальянский манер.

— Я сперва предложил своего товарища. Тот два матча отработал, но потом у него стало не получаться. Ну, ко мне подошел наш маркетолог и сказал: «Ты же в КВН играешь, в микрофон говоришь, давай диктором побудешь». Вот я уже четвертый матч провел. Егор работает за идею. Как и маркетологи команды Алексей Важник и Максим Паршуто. На голом энтузиазме и фантазии ребята сделали «Крумкачы» чуть ли не самой медийной командой страны.

За год активного пиара Важник и Паршуто провернули несколько элегантных финтов. Во-первых, «Крумкачы» стали одной из трех команд страны, которые устроили презентацию своей формы. Первые две — обеспеченные и сытые «тяжеловесы» БАТЭ и минское «Динамо». Стадион домостроительного комбината, четверо футболистов, такое же количество красивых девушек — и приз за лучшую презентацию сезона достается именно «Крумкачам». На все про все ребята потратили $20. В съемках приняла участие Юлия Скшинецкая — жена капитана команды Александра Скшинецкого, ее секс-символ и тренер по физподготовке.

Выдав победную серию, «Крумкачы» добрались даже до первой кнопки белорусского телевидения. Правда, неподготовленная ведущая не сумела правильно поставить ударение в слове «Крумкачы». Ребята не стали переключаться в режим жирных «троллей». Напротив, вежливо позвали ведущую на матч и подарили ей клубный шарф. Девушка улыбалась в камеру, а клуб набирал вистов, повышая лояльность к себе. Помимо этого, «Крумкачы» каркали из всех существующих соцсетей. Аккаунт в Instagram, к примеру, ведется от имени талисмана клуба — вороны по кличке Крумка. Птица, которая живет в рюкзаке у Важника, за год стала одним из самых узнаваемых брендов белорусского спорта.

— Я ходил на матчи «Крумкачоў», когда на них не ходили даже родственники футболистов, — говорит библиотекарь Антон Мартысевич.

— У команды прекрасная аура. На фоне всей грязи, которая творится в нашем футболе, это глоток чистого воздуха. Ощущение такое, будто ребята с твоего двора вышли в высшую лигу. Честно, я словно в детство вернулся. «Крумкачы» позиционируют себя командой для людей. И людям это, кажется, нравится.

* * *

Проект Дениса Шунто развился за пару лет. В свое время столь же резкий старт удался БАТЭ, «Дариде» из Ждановичей и «Савиту» из Могилева. БАТЭ в итоге стал гегемоном. «Дарида» и «Савит» умерли. И прямо сейчас у «Крумкачоў» примерно одинаковые шансы на жизнь в высшей лиге в качестве единственной ее частной команды и зимнюю смерть от финансовой недостаточности.

— В первой лиге играть мы точно не будем, — говорит Шунто.

— Это неинтересно. Плюс я слишком ценю жизнь, чтобы тратить еще год на все это. А высшая лига… Предлагается помощь разного уровня. Это и люди, которые раньше были в нашем футболе, и из дальнего зарубежья. Но это пока только на словах. Хотя, думаю, все получится. Да, скорее всего, придется отдать контрольный пакет. Но это адекватная мера…

— Голливуд. Можно продавать сценарий о нашей команде, — итожит Олег Дулуб.

— За последнее время я посмотрел Moneyball восемь раз. Это история о бейсбольной команде, которая делает невозможное. Про наших ребят тоже можно снимать кино. В отличие от героев американского фильма, «Крумкачы» выиграли свой последний матч и завершили сезон хеппи-эндом. Впереди — сплошная неопределенность. Но даже если она закончится забвением, столичной команде отвергнутых мерчандайзеров нужно сказать огромное спасибо за самую искреннюю историю в белорусском футболе.

Оригинал на onliner.by

Фото: people.onliner.by/Максим Малиновский, Анна Занкович, Настя Рогатко


Читайте также:
Комментарии
omForm">
avatar