"Факел" и его легионеры
Редкий клуб уровня Первого дивизиона обходится без помощи легионеров. Воронежский "Факел" – не исключение. В команде поиграло немало футболистов из ближнего и дальнего зарубежья. Первые иностранцы в Воронеже появились без малого двадцать лет назад…
В сезоне-1992 "Факел" выступал в элите российского футбола – перед стартом в первом чемпионате новорожденной страны коллектив возглавил Федор Новиков. Этот тренер и подтянул в команду первых легионеров. Все было предельно просто – перед приездом в Черноземье наставник воронежцев возглавлял ташкентский "Пахтакор". И нет ничего удивительного в том, что в "Факеле" появилась небольшая среднеазиатская диаспора – голкипер Руслан Аблаев, защитник Валерий Горбач, хавбек Игорь Кичигин и форвард Арсен Балаян. Правда, язык не поворачивается называть этот квартет иностранным, ведь паспорта тогда у всех были исключительно "серпастые и молоткастые".
Что касается вышеназванных футболистов, то свою жизнь с Воронежем тесно связали только Аблаев, который сейчас отвечает за работу с вратарями в лискинском "Локомотиве", и Горбач. Последний, кстати, во второй половине 90-х привлекался к играм за национальную сборную Таджикистана. Балаян нынче проживает в Новомосковске, где работает тренером местного "Химика". А вот Кичигин забрался дальше всех – по последней информации, Игорь обосновался в Латвии, где занимается с детьми в ФК "Цериба" (Вентспилс).
В 1993 году в "Факеле" выступали всего два условных легионера – Руслан Аблаев и Валерий Горбач. Но уже в следующем сезоне к этому дуэту добавился грузинский голкипер Георгий Макасарашвили, а еще через год к ним присоединились белорусский хавбек Сергей Куколевич и украинский форвард Олег Жеваченко.
В первенстве-1996 иностранный легион воронежского клуба увеличился на одну штатную единицу – коллектив пополнил защитник Сергей Волгин, выступавший в союзные времена за родной алма-атинский "Кайрат" и даже за московский "Спартак". Тут следует заметить, что в команду пришли еще два футболиста, долгое время игравшие за пределами РСФСР. Они, так же как и Волгин, имели спортивное звание "Мастер спорта СССР": вратарь Валерий Городов и хавбек Андрей Юдин добивались громких успехов в днепропетровском "Днепре". Юдин, кстати говоря, в 1992 году даже сыграл за сборную Украины. Сейчас Андрей возглавляет молодежную команду краснодарской "Кубани".
ПЕРВЫЙ "НАСТОЯЩИЙ" ЛЕГИОНЕР
В сезоне-1997 "Факел" во второй раз в своей истории выступал в элитном дивизионе российского футбола. Конечно же, не обошлось без приглашения иностранцев – уже по ходу турнира в заявку воронежской команды были включены три новых футболиста. Два игрока прибыли из сопредельной Украины. Появление защитников Андрея Баленко и Андрея Лопушинского с точки зрения трансферной политики было неудачей тогдашнего руководства клуба. Первый вообще не сыграл ни одного матча, у второго успехов было чуть больше – он участвовал в двух играх основного состава.
Но был и еще один легионер, о котором следует рассказать подробнее. И вот почему – это был первый в истории "Факела" футболист из дальнего зарубежья. Речь идет о болгарском форварде Димитаре Трендафилове, становившемся в составе софийского "Левски" трехкратным чемпионом страны. До отъезда в Россию этот нападающий выступал у себя на родине за "Нефтохимик" (Бургас).
Димитар был заметной фигурой на футбольном поле, правда, в основном из-за высокого роста (193 см). За два неполных сезона в воронежской команде болгарин не сумел заявить о своих бомбардирских способностях, забив всего два гола в 15 матчах.
В первенстве-1998 в рядах воронежского клуба, выступавшего на тот момент в Первом дивизионе, появился голкипер Раймонд Лайзанс. Правда, надолго латвийский страж ворот в "Факеле" не задержался – в России он провел всего один сезон. Еще меньше времени в команде из столицы Черноземья пробыл украинский форвард Вадим Чижиков. Правда, этому нападающему, пришедшему на смену болгарину Трендафилову, удалось удивить местную публику результативностью – 7 голов в 17 матчах.
ОТ ГУРБАНОВА ДО ГАРАСА
На рубеже веков "Факел" переживал свой расцвет. В 1999 году воронежцы провели блестящий сезон в Первом дивизион. Команде, руководимой местным наставником Валерием Нененко, удалось завоевать путевку в Высшую лигу. К этому успеху были причастны и легионеры из постсоветского пространства – пара украинских защитников Олег Касторный и Александр Марцун, а также форвард сборной Азербайджана Гурбан Гурбанов. Любопытно, что все эти игроки до перехода в "Факел" выступали за калининградскую "Балтику" – Гурбанов и Марцун перебрались в Воронеж уже по ходу сезона-1999.
В следующем году в полку легионеров произошло пополнение. В межсезонье команду усилил воспитанник украинского футбола – хавбек Сергей Яковенко, перешедший из пермского "Амкара". Полузащитник, изучивший азы футбола в Харькове, большую часть своей карьеры провел в российских клубах. Соответственно, и гражданство у Яковенко было не только украинское. Правда, россиянином Сергей стал уже после ухода из "Факела". Еще одним прибывшим иностранцем был Тарлан Ахмедов. Защитник азербайджанской сборной, в отличие от своего земляка Гурбана Гурбанова, в "Факеле" не прижился и по ходу турнира покинул команду.
Летом 2000 года в период дозаявок воронежский коллектив пополнили два джокера-легионера. Сначала в столицу Черноземья прибыл хавбек Юрий Шуканов, успевший к тому времени немало поиграть в клубах российской элиты и провести несколько матчей за сборную Белоруссии. В "Факеле" креативный полузащитник пробыл полтора года и за это время стал любимцем воронежских болельщиков. Сейчас Шуканов является главным тренером молодежной сборной Белоруссии. Чуть позже – в августе – ряды воронежцев пополнил украинский форвард Олег Гарас, ярко сверкнувший результативной игрой в начале своего спортивного пути в рядах столичного "Локомотива". Правда, за полтора года, проведенных в Воронеже, карпатский голеадор так и не сумел напомнить о своих бомбардирских способностях.
ЗАГАДАЧНЫЙ АФРИКАНЕЦ КАМАРА
Не обошлось без приглашенных легионеров и в 2001 году. Правда, не многие из них могут занести себе в актив этот сезон, проведенный в "Факеле". По сути, игроком основного состава стал только Родислав Орловский, являвшийся на тот момент ведущим футболистом национальной сборной Белоруссии. А вот его соотечественник Эдуард Болтрушевич проявить себя так и не смог, хотя начал здорово. В первой же официальной игре защитник бобруйской "Белшины" отметился голом – в конце встречи со столичным "Торпедо" он реализовал пенальти, принеся воронежцам домашнюю ничью (2:2). В следующей игре Болтрушевич забил победный мяч в гостевой встрече с владикавказской "Аланией" – 1:0. Но дальше дела пошли не столь блестяще – последовал автогол в поединке восьмого тура против новороссийского "Черноморца", затем Эдуард стал все меньше проводить времени на поле. И завершилось все вполне ожидаемым переходом в смоленский "Кристалл".
В летний период дозявок, а на тот момент главным тренером "Факела" был уже назначен Александр Аверьянов, команду пополнили еще два легионера. Трудно понять, зачем был приглашен украинский голкипер Олег Остапенко, которому всего лишь однажды удалось выйти на футбольное поле. Но еще больше удивления вызвало появление в составе "Факела" первого игрока с африканского континента – хавбека из Сьерра-Леоне Мохамеда Камара. Этот темнокожий полузащитник, имевший весьма футбольную фамилию, остался загадкой. Одна игра в основном составе, семь за дубль, плюс две желтые карточки, полученные в этих поединках,– вот и все, чем запомнился первый африканец "Факела".
РЕФОРМЫ ПРИ ОБИЛИИ ИНОСТРАНЦЕВ
2002 год ознаменовался революционными преобразованиями, в результате которых "Факел" был переименован в ФК "Воронеж". Болельщиков такая процедура не порадовала, и вскоре был найден компромисс – эти два названия объединили, в результате чего клуб получил название "Факел-Воронеж". Не обошлось без экспериментов и в плане комплектования состава, в котором было рекордное количество легионеров из дальнего и ближнего зарубежья.
Начнем с вратарской линии. Ни белорус Сергей Астапчик, ни литовец Павел Леус так и не смогли забронировать за собой пост номер один, который в большинстве матчей было доверено защищать россиянину Максиму Кабанову. Иностранные стражи ворот провели на двоих шесть матчей: четыре – Астапчик, перешедший затем в августе в читинский "Локомотив", и два – Леус.
Теперь перейдем к оборонительной линии. Здесь стоит вспомнить защитника сборной Конго Жерара Мукунку, оказавшегося в России по протекции руководства московского "Спартака". За красно-белых африканец не провел ни единого матча в рамках чемпионата России, хотя и подписал с клубом контракт. А все из-за того, что возникли небольшие проблемы с документами – когда их удалось благополучно разрешить, трансферное окно уже закрылось. В итоге Мукунку оказался в "Факеле", где провел два неплохих сезона – 61 игру в Первом дивизионе, в одной из которых он записал на свой счет гол.
Пришелся ко двору и серб Саша Джорджевич, который тоже на два года связал свою судьбу с воронежским клубом (56 матчей). Все это время он был стабильным игроком основного состава, вот только забить ему так и не посчастливилось. Такое же время был игроком "Факела" и литовец Андреюс Срюбас. Правда, этот прибалтийский защитник на поле выходил крайне редко – за два года всего пять матчей при одном забитом мяче.
Трудно назвать селекционной удачей и приглашение хорвата Горана Дасовича, призванного укрепить атакующую мощь команды. Форвард ничем особо не запомнился. Шесть проведенных игр и больше никаких упоминаний в официальных протоколах матчей – мягко говоря, невпечатляющая статистика.
Немногим лучше обстояли дела у украинца Евгения Лисицина, который, как и Мукунку с Кабановым, перешел в "Факел" из столичного "Спартака". Хавбек в сезоне-2002 провел 15 матчей, забил один мяч, а в следующем году – всего 10 игр. Сейчас Лисицин выступает на Украине – в клубе первой лиги "Закарпатье" (Ужгород).
В следующем 2003 году на смену Астапчику, Леусу и Дасовичу, покинувшим Воронеж в поисках новой работы, в начале сезона пришел только один легионер – украинский хавбек Максим Морозов. Правда, есть одна интересная деталь – до перехода в "Факел" этот полузащитник защищал цвета белгородского "Салюта-Энергии", выступавшего в зоне "Центр" Второго дивизиона. Так вот, тогда у Морозова в графе "гражданство" было четко написано: "Россия". А вот год спустя оно, гражданство, неожиданно стало украинским. Правда, в конце августа, уже после отставки с поста главного тренера Сергея Савченкова, Максим покинул Воронеж.
Летом в "Факеле" появились два литовских полузащитника. Сначала был подписан контракт с Андриусом Йокшасом, а затем – с Айварасом Лауришасом. Прибалтийский десант не помог коллективу, которым недолгое время рулил приверженец "искреннего футбола" Эдуард Малофеев, спастись от вылета из Первого дивизиона.
ВОРОНЕЖ ЖДЕТ САМОГО ТИТУЛОВАННОГО НОВОБРАНЦА
После этого в воронежском футбольном клубе такого обилия иностранцев не было и близко. Во многом это связано с тем, что "Факел" в период с 2004 по 2010 годы провел в Первом дивизионе всего два сезона, а в низших лигах иностранцы к участию не допускаются. В первенстве-2005 в команде был только один легионер – защитник сборной Белоруссии Игорь Тарловский, проведший за воронежцев 23 матча. Через год ему на смену пришел коллега по амплуа – украинец Андрей Сапуга (22 игры), ставший в итоге последним легионером в истории "Факела".
…В этом году последует продолжение легионерской эпопеи – спустя пять лет воронежцы вернулись в подэлитную лигу, где разрешено заявлять иностранцев. Уже подписан контракт с юным грузинским форвардом Георгием Челебадзе, отец которого – Реваз – в свое время выступал за сборную СССР. Может помочь "Факелу" и самый титулованный футболист Литвы – форвард Эдгарасом Янкаускасом. На счету этого нападающего – победы в составе португальского "Порту" в самых престижных клубных европейских турнирах – Кубке УЕФА (в 2003 году) и Лиге Чемпионов (в 2004-м). Такими титулами в российском футболе может похвастаться только Дмитрий Алейничев, который уже завершил свою игровую карьеру.
Сергей БОГАЧЕВ
Источник : onedivision.ru