Огонь моей души.
Самый массовый выезд в истории «Факела».
10 января 2012 года исполнилось 35 лет с того дня, когда был образован воронежский футбольный клуб «Факел», который стал правопреемником «Труда». Надо сказать, что это решение воронежских властей было воспринято болельщиками с пониманием и надеждой, ведь к тому времени наша команда крепко обосновалась в середняках второй лиги и на протяжении более десяти лет изредка радуя какими-то локальными успехами, а иногда и откровенно огорчая, опускаясь ближе к подвалу турнирной таблицы, так что никакого недовольства по поводу переименования команды не было и в помине, напротив, преобладали настроения этакого эмоционального подъёма и эйфории: ну вот, наконец, дождались… Информацию о структурных преобразованиях в клубе , сведения об игроках , тренерах, занимаемых местах , результатах игр можно почерпнуть в справочниках и интернете. Мне же хочется немного вспомнить о болельщиках того времени, об атмосфере вокруг футбола, о выездах 80-х.
Вообще, в те годы стадион «Труд» был центром притяжения всей болельщицкой братии. Наверное, не было таких дней во время сезона, чтобы на знаменитой брехаловке (у большого стенда с турнирной таблицей и календарём) было пусто, да и в межсезонье всегда можно было увидеть знакомые лица. О чём здесь только не спорили, какие только невероятные слухи не распускались. К концу рабочего дня собиралась огромная толпа в несколько десятков человек, гомон стоял такой, что было слышно от трамвайной остановки на Комиссаржевской. Способствовал этому и буфет, расположенный на втором этаже Центральной трибуны, где можно было выпить пивка или чего-нибудь покрепче. Молодёжь собиралась поиграть в футбол, за Восточной трибуной располагалась гандбольная площадка с деревянным настилом и заградительной сеткой. А за Северной трибуной можно было понаблюдать за тем как наши знаменитые городошники во главе с многократным чемпионом Союза, заслуженным мастером спорта Леонидом Анискиным раз за разом смачно выбивали рюхи своими увесистыми битами. Не лишним будет вспомнить, что в 1977 году и «Буран» вышел на Всесоюзную арену, благодаря построенному к тому времени крытому катку с искусственным льдом. Так что и зимой болельщикам было, где встретиться и обсудить насущные проблемы. Я намеренно не употребляю слово «фанат» по отношению к тем болельщикам, тогда оно не было в ходу в данном контексте. Первые более - менее организованные фанаты появились году в 1982-м, если и ошибаюсь, то не намног,пусть меня поправят представители того движения ,некоторые из которых и сейчас на виду ,как например всем известные: Кабан (Игорь Кабанов), Жиля (Сергей Жильцов, ныне больше известный как Торч), Рисик , Фантик , Димон и другие яркие представители той плеяды. Пусть не обижаются те,кого не назвал, а некоторых уже давно нет с нами. В общей сложности бригада насчитывала около 30 человек. Так вот, пробивать выезды в массовом порядке начали как раз в начале 80-х, причём в основном гоняли без помощи клуба. Самым популярным видом транспорта у фанатов были, разумеется, «собаки». Но на выезды в то время часто ездили и обычные болельщики к коим отношу и себя. Просто договаривались, покупали билеты на поезд или самолёт (благо в советское время воздушное сообщение из Воронежа было налажено очень неплохо, сам не раз летал в Запорожье ,Симферополь, Кишинёв и т.д.)и в путь. Надо сказать поездки были не только весёлые, но и очень познавательные, ещё бы ведь ты знакомился с новыми городами, их достопримечательностями. Особенно в этом плане были интересны вояжи в другие союзные республики:на Украину, в Белоруссию, Молдавию, Литву и Латвию. Были и такие, кто пробивал закавказские и среднеазиатские выезды, как, например, небезызвестный Андрей Картавцев (Конь) или куда-то запропастившийся Гена (Алкаш). Ведь, несмотря на то, что жили мы все в одной стране, люди, уклад их жизни, архитектура городов имели довольно существенные различия. Ну в самом деле, разве можно сравнить монументальный Харьков и небольшие, но по-европейски ухоженные с готической архитектурой Черновцы и Клайпеду. А вся какая-то искрящаяся, беззаботная красавица Одесса, а Кишинёв или Сухуми с их безграничным винным многообразием. Да, это вам не Сасово с Михайловкой. Всё это я пишу к тому, чтобы было понятно: любовь к футболу, к родной команде попутно помогала знакомиться со своей страной, новыми людьми и я прекрасно понимаю тех фанатов, которые находят время и средства махнуть на Дальний Восток или на Урал пока есть повод и возможности. Ведь в Курске, Липецке или Орле, не в обиду этим городам ,таких впечатлений не наберёшься. Справедливости ради надо сказать, что иногда выезды болельщиков организовывались с помощью клуба и даже областных властей. На одном из таких мероприятий остановлюсь подробнее.
Кубок СССР 1984 полуфинал «Зенит»(Ленинград) – «Факел» (Воронеж).
Итак, 28 апреля 1984 года. «Факел» в блестящем стиле отгружает два великолепных гола в ворота знаменитого «Спартака» с Дасаевым в «раме» и мы в полуфинале кубка СССР 84г.!!! Интересно было бы посмотреть этот матч в записи спустя столько лет, ведь где-то она наверняка лежит . Игра транслировалась по ЦТ да и после воронежское телевидение повторяло её несколько раз. Ну, да ладно, тема у нас – самый массовый выезд в истории воронежского футбола. Вообще, если исходить из количества выезжающих болельщиков, особняком стоит выделить 3 матча ( Липецк 1999 , 2000 человек не учитываю),на двух из которых присутствовал ваш покорный слуга. Первый – стыковой матч с харьковским «Металлистом» осенью 1978 года за право выступать в первой лиге (около 500 человек), второй – четвертьфинал Кубка с Днепропетровским «Днепром» в марте 1982 года в Сочи, на котором мне уже не помню по какой причине не довелось побывать. Тогда ,кстати ,впервые был организован специальный поезд для болельщиков. На той игре присутствовало по словам очевидцев 1500-2000 воронежцев.
Ну и самый массовый выезд – полуфинал с «Зенитом» 6-го июня 1984 года. Здесь мнения по количеству выездюков расходятся. Некоторые горячие головы называют цифры 10000 и более.
На мой взгляд, нас было около пяти тысяч человек. Но факт остаётся фактом : билетов на рейсовые поезда и самолёты до Ленинграда, начиная с последних чисел мая и вплоть до 6 июня невозможно было достать. Раньше или позже - пожалуйста, но не на эти дни. Можете мне верить, поскольку сам пытался их приобрести, но слишком поздно спохватился, а уехать намного раньше не позволяла работа. Оставалось одно: ехать до Москвы, а оттуда до Ленинграда добраться не проблема, как кстати многие и поступили. Был вариант как-то втиснуться в один из автобусов, которые многие предприятия снаряжали для своих работников и была уже договорённость со знакомыми ребятами с завода им. Калинина, но как раз в это время стало известно, что по указанию первого секретаря обкома КПСС Игнатова, ЮВЖД формирует специальный железнодорожный состав на полуфинал Кубка. Ну вот и славненько. Бегом на стадион с Однокрылым (Володя Сулейман) и Носиком (Славка Болдырев ), записались, сдали по-моему по 20 руб., получили на руки что-то типа билетов, теперь оставалось только неделю ждать отъезда. К слову, через 2 – 3 дня и в этот поезд невозможно было вписаться. И вот настал день отъезда – 5 июня. Отправлялись мы с вокзала в первой половине дня, часов в 11 , помнится атмосфера была праздничная, множество знакомых и незнакомых лиц, провожающие, напутствия, мол, без победы не возвращайтесь, разумеется, спиртное, куда же без него. Сама поездка проходила весело, с обильными возлияниями ,здравицами во славу любимой команды , впрочем , как всегда бывает в подобных случаях . Вспоминаются два момента. Во-первых, понесённые потери личного состава в Мичуринске, когда в связи с манёврами по замене локомотива, стоянка поезда продолжалась около 40 минут, некоторые бойцы решили пополнить запасы таявшего на глазах спиртного. Многим это удалось, но "двух безумных наших братьев" всё же повязали бдительные менты - мичуринцы, впрочем, если по справедливости, то было за что –устроили дебош в близлежащем к вокзалу магазине, не поделив что-то с местными и никакие уговоры, просьбы на стражей порядка не подействовали. Как потом выяснялось, мариновали их в привокзальном клоповнике до утра, выписали штраф и отправили на электричке обратно в Воронеж. Во-вторых, стихийный как сейчас сказали бы перфоманс в Бологом, когда рано утром на платформу вывалился практически весь поезд и устроил такое громогласное скандирование во славу «Факела», что, думаю ,был разбужен весь этот небольшой городок, а также окрестные сёла. Очень хорошо помню испуганные лица местных жителей с круглыми глазами, откровенно не понимающих что происходит. Вроде подошёл обычный поезд, но оттуда выскочили сотни каких-то дикарей с самодельными транспарантами и флагами и орут так, что уши закладывает. Короче, прибыли в город на Неве на Московский вокзал где-то к обеду. Старшие по вагонам (были и такие) проинструктировали о том, что надо собраться перед стадионом не менее чем за полтора часа до игры, а сейчас – свободное время.
В считанные минуты все рассредоточились большими и маленькими группами. Мы втроём прогулялись по Невскому проспекту, попили пивка в баре на Гороховой. Помните: «На улице Гороховой ажиотаж, Урицкий всю ЧК вооружает…». Пиво ,кстати, по сравнению с воронежским оказалось откровенными помоями, вследствии чего надолго мы там не задержались. В этот день исполнилось 185 лет со дня рождения Пушкина и поэтому, несмотря на будни, в центре города царило праздничное настроение, у памятника поэту было многолюдно, повсюду звучали его стихи. Вобщем, потусовались по великому городу на славу. Надо сказать, ни о каких конфликтах с местными болельщиками лично мне ничего не известно, не было ещё в то время таких агрессивно настроенных группировок и поэтому болелы Факела чувствовали себя довольно вольготно, повсюду происходило братание наткнувшихся друг на друга наших земляков и слышались здравицы в адрес любимой команды. Хотя в воздухе витало ощущение приближавшегося нерядового события и для ленинградцев. Афиши с анонсом предстоящего матча были расклеены на каждом углу, то и дело с нами вступали в диалог простые прохожие, узнавая в нас болельщиков Факела по самодельному флагу, который Носик смастерил из лоскута обычной белой простыни размером где-то1х1,5м, незамысловато написав на нём, синей гуашью название команды. В основном их тон был ободряюще-снисходительным, мол «Факел» хорошая команда, выигрывайте первую лигу, ждём вас в вышке, но сегодня вам ловить нечего, банки три как минимум получите. Это неудивительно, ведь в Ленинграде тогда был тоже неимоверный футбольный бум, ещё бы, в кои-то веки Зенит лидировал в чемпионате и все ждали, что он сделает дубль (выграет кубок и чемпионат).
Между тем неумолимо приближался час икс, а вместе с этим нарастало волнение в предчувствии неординарного события. Мы выбрали речной трамвай - безусловно лучший вариант изо всех, которыми можно было добраться до Крестовского острова, где находился ныне канувший в лету стадион им.Кирова. Вдоволь налюбовавшись видами Северной Пальмиры с реки, спустя каких-то полчаса десантировались в искомом месте, быстро нашли место сбора (это было не трудно, так как толпа собралась таких размеров, что многие нынешние митинги в поддержку правящей партии ей очень позавидовали бы) и не совсем стройными рядами, сквозь внушительный милицейский кордон очутились внутри впечатляющего спортсооружения. Здесь позвольте небольшое отступление. Не знаю, чем было вызвано решение питерских властей снести стадион, но на меня в тот момент он произвёл самое благоприятное впечатление. Может быть только трибуны были довольно далеко от поля из-за очень широких беговых дорожек, а так- равномерная внушительная чаша по всему периметру ,огромное табло ,замечательная акустика –всё на уровне ,во всяком случае со скидкой на те времена ,так как отсутствовала крыша и были деревянные лавки ,впрочем как и везде на тот момент.
Вдобавок он был расположен в парковой зоне. Правда, я не видел подтрибунных помещений, но, думаю, при желании из него можно было сделать «конфетку». Ну, да ладно, не наше это дело. Разместили нас на довольно приличных местах, если прибегать к аналогии с ЦСП, то это примерно крайний сектор Юга и 1-3 сектора Центра и это с учётом того, что рядов было никак не меньше пятидесяти. Но, надо заметить , что вместе с нами проникло довольно большое количество ленинградских халявщиков, под видом болельщиков Факела ,что немудрено при таком скоплении народа. Это обнаружилось уже после начала матча. Зато выяснилось и то, что островки воронежских болельщиков были и на других трибунах. Таких очагов мы увидели никак не меньше двадцати численностью от 10 до 50 человек по всему периметру до отказа заполненной 75-тысячной чаши стадиона, которые вместе с нашими секторами скандировали: «Фа-кел»!!!, «Фа-кел»!!!...
Что можно сказать об игре? Зенит, конечно, на правах хозяина и фаворита владел территорией на протяжении всего матча, но наши ребята играли очень строго и самоотверженно, практически не позволив создать сопернику ни одного стопроцентного голевого момента и даже пропущенный в начале дополнительного времени гол можно отнести к досадному недоразумению, ведь Брошин сильно простреливал вдоль ворот с левого угла штрафной площади на авось и не подними Андрюша Шашкин ногу в колене, кто знает, может и дотянули бы до послематчевых пенальти. Но история не знает сослагательного наклонения. Мы проиграли. Были, конечно и у нас полумоменты, был прекрасный удар Пимы (Виктора Пимушина) со штрафного, в акробатическом прыжке отражённый Бирюковым, была великолепная игра защитников и Володи Меровщикова, но всё же следует признать, что команда Павла Садырина победила заслуженно. Болельщики были, разумеется раздосадованы поражением, но они не были убиты горем, потому что наша команда в том году заявила о себе во весь голос, к ней стали относиться как к самому серьёзному сопернику во всём Союзе, что подтвердило и последующее 1 место в лиге и великолепный первый круг в вышке -85.
И хотя сразу после матча острословы культурной столицы придумали и скандировали речёвку: ««Факел» больше не горит – об….л его «Зенит»», мы то с вами знаем, что это не так (есть наше всем известное продолжение этой речёвки), что наши парни на равных сражались с сильнейшей на тот момент командой страны на её поле, при поддержке 70 тысяч оголтелых болельщиков. Возвращались домой практически все с сорванными голосами, опустошёнными, но гордыми за свою родную команду и за свой любимый город!
Сергей Бабин (SABroad).