Посмотрим на важнейший показатель, характеризующий отношение болельщиков, – посещаемость стадионов. В этом сезоне она в среднем составила 5 тыс. человек. Это чуть больше, чем в прошлом году, но если взглянуть на динамику предыдущих 10 лет, то оптимизма заметно поубавится.
Средняя посещаемость игр первого дивизиона в XXI веке (2001-2011 гг.)
Но и поклонники этих команд не выдержали весь сезон. Во Владикавказе посещаемость резко упала после фиаско в Лиге Европы. В Воронеже продержались чуть дольше, но и там терпения болельщиков не хватило на самую концовку. Если сравнить домашнюю посещаемость "Алании" и "Факела" в первом и втором кругах, то во Владикавказе она снизилась на 56%, в Воронеже – на 32% (в среднем по лиге посещаемость стадионов во второй половине турнира уменьшилась на 21%).
Что касается итоговых показателей, то первая десятка клубов ФНЛ по средней посещаемости домашних игр выглядит так:
Первая десятка клубов ФНЛ по средней посещаемости домашних игр
Что касается текущего и предыдущих пяти сезонов, то лидерами в этой номинации стали следующие команды:
Лидеры ФНЛ по домашней посещаемости
У ТВ-экранов
Такого масштабного показа на федеральном телевидении подэлитного дивизиона, как в этом году, у нас ещё не было. Более половины жителей страны (те, у кого есть фактический приём "России 2") могли наблюдать один из матчей каждого тура ФНЛ. Хотя бы однажды этой возможностью воспользовались около 4 млн россиян.
При этом аудитория ни одной из трансляций не добиралась до отметки в 1 млн человек. А доминирующая часть таких игр вообще имела менее 500 тыс. телезрителей. Аналогичная картина была и в 2008 году, когда тот же телеканал (ранее назывался "Спорт") показал полтора десятка игр чемпионата первого дивизиона.
Интерес к внутреннему клубному футболу (читай: количество поклонников) можно растерять достаточно быстро, а вот движение в обратном направлении потребует определённого времени и немалых усилий. Последнее ещё и при наличии грамотного менеджмента. Хотя в целом вектор выбран правильно, ведь ТВ – это главный ресурс популяризации чего бы то ни было, в том числе по охвату публики. Так, доля зрителей, наблюдающих футбольные web-трансляции, включая нелегальные, пока не так существенна относительно общего количества телезрителей.
Правда, к самим трансляциям ФНЛ следовало бы добавить и повышение качества игры, и бескомпромиссность и привлекательность всех поединков, и качество телевизионной картинки, и комфорт на трибунах, и удобство посещения стадионов… Понятно, что будет достойное зрелище, придёт и зритель.
Количественные оценки Аналитического агентства СК, 2002-2011 гг.