23.01.2019 1384 4.0 0

История эмблем. Италия и Испания. Капитолийская волчица, «блауграна» и военный орден на эмблеме клуба

 

Сегодня мы отправимся в южную часть романской Европы и погрузимся в местный футбольный символизм. И первой страной, что попала под наш эстетический футбольный микроскоп, стала Италия и Испания.

«Аталанта»

Эмблема бергамасков, безусловно, симпатичная. Однако сложностью рисунка особо не отличается. Главное здесь – изображение девушки, занимающее половину логотипа и находящееся в середине композиции. Кто же эта загадочная красотка? Ответ надо искать в предпочтениях основателей клуба, увлекавшихся древнегреческой мифологией. Вы правильно уловили суть, если увязали с ней название клуба. Это – Аталанта, дочь царя Аркадия, чьи персонажи отражены в сказках античной Эллады. По легендам, она славилась не столько красотой, сколько воинственностью: ее отец желал лишь сыновей, поэтому новорожденную Аталанту выбросил в лес, где она была вскормлена медведями. Там она с малых лет научилась виртуозно управляться с копьем, и впоследствии она поразила им многих на беговых состязаниях.

Образ воинственной и не дающей себя в обиду нимфы хорошо отражает дух «Аталанты», по мнению ее основателей. Черно-синие цвета же на эмблеме – следствие компромисса между руководством и местными властями. К 1920 году в Бергамо существовало два клуба – помимо «Аталанты» честь региона отстаивал и ФК «Бергамаска». В конце 1910-х появилось решение объединить оба клуба. Но возник вопрос по цветам: если первые использовали для формы черно-белый цвет, то «Бергамаска» носил традиционные для области бело-синие цвета. После долгих переговоров в 1920 году появился компромисс: от одних взять черный фон, от других – синий. Так и появилась знаменитая раскраска «Аталанты», использующаяся и до сих пор.

«Кьево»

Довольно яркие цвета используют и в «Кьево». Однако в расцветке «джаллоблу» нет ничего оригинального, так как это – традиционное сочетание для города Вероны. В конце XX века «летающие ослики» взяли эти цвета и для своей формы, чем вызвали громкий скандал. Ведь эти цвета уже использовала другая команда города, «Верона». Она обвинила «Кьево» в плагиате и добивалась официального запрета использования ими цветов «джаллоблу». Дело было проиграно, так как президент «летающих осликов» Лука Кампеделли доказал, что такая расцветка использовалась «Кьево» еще в 1930-х годах. Поэтому традиционные для веронцев цвета остались на эмблеме клуба.

Сама же форма эмблемы представляет собой то, что в Италии называют «швейцарский щит» - именно такая форма щитов использовалась их северными соседями в средневековье. Шрифт, которым выполнено название на логотипе – очевидное подражание эпохе Пьера Абеляра и Карла Великого. И всё же, данную разновидность готической «фрактуры» относят к более позднему времени, а именно к XVII-XVIII вв. Самое интересное в эмблеме «летающих осликов» - персонаж, изображенный в центре. Это не кто иной, как Кан Гранде Делла Скала, правитель Вероны первой половины XIV века. Он считается одним из самых выдающихся представителей местной средневековой династии Скалигеров. Помимо своей реформаторской деятельности, в истории он запомнился как великолепный полководец, расширивший влияние своего города почти на всю Северную Италию.

«Дженоа»

Сразу здесь внимание привлекает верхняя половина эмблемы, очень напоминающая флаг родины Дэвида Бэкхема и Уэйна Руни. Из-за него генуэзский клуб получил одно из прозвищ – «англичане». Но есть ли здесь реальная связь с британским наследием – вопрос спорный. По одной из версий, «Дженоа» создавали по аналогии с командами Туманного Альбиона. И все же, стоит взглянуть на герб Генуи, и все встанет на свои места.

 

В центре главного символа города – всё тот же крест святого Георгия. Этот герб имеет давнюю историю, так как первые подобные изображения датируются ещё концом XIII века. Генузэцы очень любят рассказывать легенду о том, что флаг современной Англии был позаимствован у них островитянами ещё в годы существования морской республики. Поэтому связь клуба с родоначальниками футбола здесь, скорее, символическая.

Загадочный зверек, расположенный в центре логотипа, представляет собой главный символ Генуи. Отсюда ещё одно прозвище команды – «грифоны». Он также позаимствован из герба города. Интересно, что на самом гербе часто менялось расположение хвоста – концом он указывал то вниз, то вверх. В конце концов, местные власти остановились на последнем варианте, что символизирует дух гордости и независимости Генуи. Этот же вариант изображен и на логотипе клуба.

Цвета здесь также подобраны неслучайно. Символизм «россоблу» здесь указывает на то, что одной стороной Генуя обращена к морю, а другой – к горам. Интересно, что на одном из средневековых изображений герба города указан прообраз Януса, двуликого бога из римской мифологии. Генуэзцы любят шутить про то, что их город и есть этот самый бог, двойственный, противоречивый, одной ипостасью тянущийся к воде, другой – к суше. Вот и на эмблеме «Дженоа» запечатлен этот символизм в виде двух цветов, занимающих остальное пространство логотипа.

«Лацио»

Здесь все немного проще. Главные цвета клуба – голубой и белый – идут от истории возрожденных Олимпийских игр. Сочетание «бьянкочелести» символизирует связь с Древней Грецией, родоначальницей знаменитых спортивных состязаний. Дело в том, что основатель клуба, Луиджи Биджарелли, был большим фанатом спорта и мечтал принять участие в Олимпиаде. И если с главной мечтой у него не сложилось, то основание в 1900 году спортивного общества «Лацио» позволило ему участвовать в местных беговых соревнованиях. Интересно, что сначала клуб специализировался лишь на легкой атлетике и плавании, и лишь спустя несколько лет включился в набиравшие популярность футбольные турниры.

Орёл, что будто на лету несёт символ в когтях – отсылка к могущественной Римской империи. Эта птица изображалась на форме древнеримских легионов, а в современном контексте трактуется как символ власти, победы и процветания. И здесь не стоит искать какой-то связи с фашистским режимом Муссолини, который также был неравнодушен к символике древнеримского государства. Хотя местная «курва суд» и известна своими ультраправыми настроениями, орел на логотипе здесь не причем. Убедитесь сами: вот, например, эмблема, принятая в 1914 году.

 

Как видите, орел был символом «Лацио» еще до прибытия «чернорубашечников» в Рим. Поэтому фашистского контекста здесь и быть не может.

«Рома»

Переходим к главному клубу Рима и всей Италии по версии Франческо Тотти. Здесь все на поверхности. Исконно главным символом этого клуба была Капитолийская волчица. Думаю, многие еще со школьной скамьи помнят красивую легенду об основании Рима. О том, как братья-близнецы Ромул и Рем избежали казни и были пущены по реке, после чего их нашла и вскормила собственным молоком волчица. Она же и стала символом Вечного Города, а затем и базирующегося здесь клуба. Отсюда же и главное прозвище команды – «волки». Маскот клуба, как вы могли догадаться, также волк, носящий футболку клуба с номером 753 – годом основания Рима.

 

Примечательно, что долгое время римские власти не давали наносить Капитолийскую волчицу на эмблему «джаллоросси», так как имелся запрет на использование её символа в качестве товарного знака. Поэтому сначала на логотипе изображались разные варианты животных, явно напоминающих волчицу (как на фото выше). Лишь в 1997 году римский муниципалитет дал добро, и на эмблеме появилась она в виде скульптуры, хранящейся в Капитолийском музее.

Цвета же были позаимствованы с флага «города на семи холмах». Золотисто-желтый цвет символизирует покровительство Бога (как и у Ватикана). Красно-коричневый же – привет имперскому Риму, так как этот цвет использовался на знаменах древней империи.

«Сампдория»

Первая мысль при взгляде на их эмблему – а что это за человек с трубкой изображен в центре? Неужто они застали престарелого Шерлока Холмса и вдохновились этим образом?

На самом деле, загадочная фигура в центре – обычный генуэзский моряк в характерной для него шапке и с приметными чертами в виде бороды, трубки и развевающихся волос на ветру. Да, последнее трудно заметить, однако это – та задумка, что была разработана руководством клуба. У персонажа даже есть имя: зовут его Бачичче, что является местной разновидностью имени Баттиста. Но нет, это не абстрактная религиозная отсылка к «крестителю», как переводится это понятие с итальянского. В этом образе, оказывается, воплощается местный народный герой Джовани Баттиста, что возглавил восстание против правления Габсбургов в 1746 году. И хотя оно было подавлено, образ простого бунтаря, воспротивившегося власти иностранцев, стал одной из самых популярных народных легенд. Ему посвящали пьесы в местном театре, а в годы Рисорджименто и фашистского режима его память увековечивали в песнях и названиях улиц.

Вот так он воплотился и в логотипе «Сампдории». Палитра цветов, что пестрит на щите, отправляет нас в 1946 год. Именно тогда были объединены клубы «Андреа Дория», чьи футболки были окрашены в сине-белые цвета, и «Сампьердарензе», избравшего красно-черное сочетание. Все это отразилось и на эмблеме клуба, что ассоциирует себя с простым народом в противопоставление более официальному «Дженоа», свои символы взявшему из городского герба.

«Асколи»

Лучшие годы «дятлов» приходятся на конец 1970-х, когда клуб впервые вышел в Серию А и сенсационно закрепился на четвертой строчке таблицы. В последний раз в высшей лиге Италии «Асколи» оказался из-за «кальчополи», когда еще в стане этого клуба играл Виктор Будянский. На данный момент идет четвертый сезон пребывания команды в Серии B после того, как они в 2013 году еле спаслись от банкротства. Было бы жаль, если бы клуба не стало – эмблема у них очень даже симпатичная.

Вообще, нынешний логотип «Асколи» вернулся к клубу лишь в прошлом году. До этого четыре года она имела вот такие очертания.

 

Данный логотип делался под тщательным присмотром жены президента клуба. Но несмотря на то, что он отражал все то, с чем связан «Асколи» (даже дятлу, что стал символом клуба, поскольку эта птица была тотемным животным живших здесь в древности пиченов и почитается в городе, нашлось место), болельщики его не одобрили. Нынешняя эмблема – возвращение к временам 1990-2000-х. Появилось традиционная круглая форма, дятел исчез, а символы клуба стали располагаться отдельно друг от друга.

Понятно, откуда взят замок, что нашел себе место в левой части логотипа. Это – главная часть герба города Асколи-Пичено. А над вопросом значения символа до сих пор ломают голову итальянские городские историки. Кто-то говорит, что он очень похож очертаниями на центральный собор святого Эмигдия, особо почитаемого местного жителями. Другие считают, что это – абстрактный символ крепости, символизирующий неприступность города. В любом случае, подчеркивание стойкости играет важную роль в духе футбольного клуба. Справа же – черно-белые цвета, официальное сочетание команды, принятое еще со времен правления Муссолини.

«Карпи»

В мае 2015 года в маленьком 65-тысячном городе Карпи было всеобщее ликование. Главный футбольный клуб города впервые за свою 106-летнюю историю вышел в Серию А. И хотя он продержался в элите итальянского города всего лишь год, многие запомнили клуб по симпатичному логотипу.

Красно-белые цвета, столь знакомые российскому любителю футбола, отправляют нас к флагу города. Сокол, что восседает на дереве, взят из герба. В связи с этим команду часто называют «соколы», хотя это ошибочно – сами болельщики себя с этой птицей не ассоциируют. А самому гербу предшествовала легенда об охоте короля лангобардов Астольфо. На одной из них он отправил своего сокола за добычей, но тот не вернулся. После долгих безуспешных поисков он возопил, что если он найдет свою любимую птицу, то построит на этом месте город, посвященный Богородице. Через минуту сокол нашёлся на вершине огромного грабового дерева. Астольфо свое слово сдержал и основал здесь город, впоследствии получивший название Карпи в честь дерева, где был найден сокол (латинское название граба – Carpinus). Вот такая красивая легенда, давшая городу герб, а футбольному клубу – эмблему.

«Кротоне»

Пожалуй, исторических аллюзий не занимать именно этому клубу из Южной Италии. Уже одно прозвище «пифагорейцы» указывает на память о том, что в античном Кротоне жил древнегреческий математик и философ Пифагор. Здесь же он и основал одну из своих знаменитых школ, о чем местные жители с гордостью рассказывают приезжим гостям.

Как вы поняли, фигура в центре эмблемы, состоящая из трех линий, также относит нас к истории Древней Греции. Так дизайнеры изобразили античный штатив, который был символом старого Кротоне. Здесь археологи находили монеты, датируемые VI-V вв. до н.э., и на них также был изображен этот штатив. Согласно городской легенде, перед очередным путешествием к южноитальянским берегам ахейец Мискелло пошел к дельфийской жрице Пифии. Та, восседая на том самом штативе, пророчествовала ему строительство города на том самом месте, где сейчас располагается Кротоне. На фото ниже – античная монета из города и изображение пророчества Пифии.

 

Этот штатив по обе стороны окружают акулы. Это также неслучайно, поскольку эта рыба – символ города. Пошло это от того, что сам Кротоне находится на морском побережье, и прибрежные воды кишат акулами, которые очень любят отлавливать местные рыбаки. Красно-синие цвета логотипа – традиционный окрас команды, принятый с момента ее основания и заимствованный из раскраски герба города.

«Лечче»

Красно-желтая расцветка, прозвище «волки», символ волчицы на эмблеме… У вас тоже появился это странное чувство дежавю? И всё же, «Лечче» никак не связан с «Ромой», поэтому искать тут какую-то подоплёку – лишь зря тратить время. Центральная часть эмблемы, как и в большинстве предыдущих случаев, взята с герба. По легенде, город решили основать на том месте, где рос огромный старый дуб, под которым любили коротать деньки множество волчьих стай. Живописное место так понравилось древним иллирийцам, что они решили здесь основать поселение.

Вообще, волков в Апулии так много, что древние римляне, завоевавшие полуостров Салентина в третьем веке до нашей эры, переименовали этот город в Люпию (lupus – волк по-латински). Сейчас местные жители расценивают это в том числе и как символ единения со столицей Италии, однако исторических корней с Капитолийской волчицей в реальности не было. Дубов же в Апулии, как в России берёз, поэтому это дерево украшает как герб провинции, так и герб города Лечче, а вместе с ним – и эмблему местного футбольного клуба.

Современный логотип команды появилась в 2001 году. Все предыдущие версии логотипов были красно-желтыми, так как это – традиционное сочетание для команды. Синий фон появился лишь в XXI веке, что символизирует близость города к морским просторам.

«Венеция»

Эмблема клуба, в котором сейчас всем заправляет знаменитый Вальтер Дзенга, имеет весьма необычную раскраску. В первые годы «Венеция» имела вполне обычное красно-синее сочетание. Изменить расцветку пришлось из-за того, что она совпадала с таковой у «Дженоа», а Генуя была исторически непримиримым соперником венецианцев. Еще в средние века эти два города были влиятельными морскими республиками, что постоянно делили между собой влияние в Средиземноморье. Поэтому от традиционного темно-красного венецианского цвета пришлось отказаться, и его заменили на черно-зеленое сочетание. А в 1987 году вследствие слияния «Венеции» и клуба «Местре» к символике клуба добавился «апельсиновый» оттенок.

Лев в центре логотипа – главный символ города речных каналов и гондол (на фото). Ни для кого не секрет, что в Венеции особо почитаемыми считаются мощи евангелиста св. Марка. По легенде, они были тайно вывезены в 828 году венецианскими купцами из занятой арабами Александрии. В то же время каждый евангелист, по христианской традиции, имеет собственный библейский образ, взятый из книги Пророка Иезекииля (лев, бык, орёл и человек). На иконах евангелисты изображаются со своими «талисманами». Марк был связан со львом, вследствие этого лев стал и главным символом Венеции. Поэтому он занимает центральное место и в логотипе первой команды города.

«Понтедера»

Теперь перейдем к клубу с поэтическим названием «Понтедера», в котором свой тренерский путь начинал сам Марчелло Липпи. Чтобы сделать свой логотип красивым, клубу из маленькой тосканской коммуны даже не пришлось особо придумывать. Они просто взяли герб города и окрасили логотип в гранатовые цвета, которые стали использоваться с 1928 года. Этими цветами болельщики очень гордятся, так как подобную цветовую гамму редко встретишь на итальянских футбольных пространствах. На официальном сайте клуба указано, что гранатовый цвет – результат смешения белого и зеленого. Именно такое сочетание было на старом гербе Понтедеры: на нём белокаменный мост был изображён на зелёном фоне.

Что же до герба города, то венчающая изображение пятибашенная крепость в виде короны – довольно типичный для итальянских городов элемент. Им удостоены те поселения, что получили статус города указом главы государства. Ввиду полного заимствования этот символ перекочевал и в логотип клуба (что нетипично, так как другие клубы, как вы могли заметить, его стремились убирать). В центре эмблемы изображен мост через реку Эра, что является частью дороги из Флоренции в Пизу. Именно ему город обязан своим существованием, так как он был основан в первую очередь как перевалочный пункт. Сочетание синевы водной глади реки и белого камня отражается и на ленте, связывающей две лавровые ветки. Так получается лавровый венок – символ победы и величия, довольно распространенный в итальянской геральдике.

«Сиена»

Переходим к последней отобранной нами команде. Здесь все кажется простым: ну смотрите, просто взяли Капитолийскую волчицу и перенесли сюда. Конечно, связь есть, но здесь не просто плагиат.

Одна из самых популярных городских легенд Сиены гласит, что у Рема родилось двое сыновей – Сенио и Асканио. Возжелавший единоличной власти Ромул убил Рема. Испугавшиеся за свои жизни, братья бежали из Рима на север. Остановившись в Этрурии, они основали три укрепления на холмах, которые впоследствии выросли в город. Символом города стала Сенийская волчица, что было претензией на славу настоящей столицы государства. Собственно, от имени Сенио и происходит название современного города Сиена, а его брат дал название соседнему поселению Ашано.

Черно-белые цвета команды заимствованы из сочетания герба города. По еще одной легенде, он символизирует черно-белый дым священного костра, что зажгли Сенио и Асканио после основания Сиены, дабы поблагодарить богов за спасение. Также имеет место быть версия, согласно которой при побеге сыновья Рема использовали белую и черную лошадь. Robur – первое название команды, под которым она играла до 1933 года. Его добавило новое руководство в 2014 году после возрождения «Сиены» из пучины банкротства.

 

После небольшого путешествия по Италии едем в сторону уходящего солнца и останавливаемся на Пиренейском полуострове. И раз уж мы туда прибыли, давайте выясним, как развит футбольный символизм в Испании.

«Барселона»

Пока новая эмблема еще не принята, остановимся на более привычном глазу варианте. Как вы можете наблюдать, логотип каталонского клуба разделен на три части. Справа вверху – герб Каталонии. Свое происхождение он ведет от королевства Арагон, которое имело подобные знамена. Он считается одним из старейших гербов Европы. О его происхождении существует красивая легенда: якобы во второй половине IX века произошла кровавая битва между десантировавшимися в Каталонии норманнами и войском барселонского графа Вифреда Волосатого. После страшной бойни норманны отступили, а глава франкского войска был весь изранен. Боясь умереть неопознанным, поскольку потерял свой щит в бою, он взял желтый щит, опустил четыре пальца в рану и провел ими по поверхности. Так появился символ Каталонии, который имеет соответствующее геральдическое описание: «В золотом поле четыре червленых столба».

В действительности же, по официальной версии ученых, этот герб происходит от красно-золотого знамени Бургундского королевства. Также существует мнение, по которому правители Барселоны и Арагона были «посланниками Папы Римского», а католические епископы в то время носили красно-золотые одежды. Отсюда и соответствующее сочетание герба.

Слева вверху расположен крест святого Жорди, то есть, как вы могли догадаться, святого Георгия. По местному преданию, именно с его божественной помощью графу Барселоны Борелу Второму и его девяти верным рыцарям удалось отбить Барселону у мавров в конце X века. Его особое почитание приобрело региональные масштабы именно во время Реконкисты, и с тех пор он считается покровителем каталонского города.

Помимо мяча, имеющего дизайн из первого половины XX века, нижняя часть украшена традиционными сине-гранатовыми цветами клуба. Общепринятая версия гласит, что это сочетание ввел основатель Жоан Гампер, который просто перенял его от «Базеля» - к его созданию он приложил руку несколькими годами ранее. Также есть идея о связи «блауграна» с цветами Первой Французской Республики и даже с окраской команды английской школы купцов Тейлорса, где учился сын первого президента «Барселоны» Артур Уитти.

«Атлетико» Мадрид

Из Барселоны прямиком в столицу испанского государства. Но «Реал» пока оставим в стороне и посмотрим на эмблему «Атлетико». Композиционно логотип делится на две части. Изображенные сверху медведь и дерево – главные символы Мадрида. Еще в средние века эта местность привлекала тем, что на ней росло множество земляничных деревьев. Настолько их было много, что одно из названий этого вида исходит от наименования испанской столицы (el madroño). Вокруг плодоносных растений часто любили ютиться медведи, которые также стали символом города, а затем и клуба. Здесь также можно проследить отсылку к Большой Медведице – по краям верхней части логотипа расположены семь звезд. Именно столько составляют это знаменитое созвездие.

Нижняя часть эмблемы посвящена традиционным цветам клуба. До 1911 года они использовали бело-синие цвета, однако затем сменили их на красно-белую расцветку. По одной из версий, это связано с тем, что клуб закупал футболки у английского «Блэкберна». Но в один из дней представитель мадридского коллектива не смог купить их у своего поставщика, а поэтому по более низкой цене приобрел форму у «Саутгемптона». Среди фанатов клуба же более распространена версия, согласно которой шить красно-белую форму было гораздо дешевле. Подобный цвет вследствие низкой цены также использовался в производстве матрасов для кроватей. Поэтому бедный на тот момент клуб получил уничижительное прозвище «матрасники».

«Севилья»

Эмблема андалусийского клуба также не может не привлечь внимание стороннего зрителя. В отличие от польского щита, который использовала «Барселона», руководство «Севильи» за основу логотипа взяло швейцарский щит – тогда, в начале 1920-х годов, это казалось более модным.

Сама эмблема делится на три части. Слева вверху самая главная часть композиции, а именно герб города. В центре изображен король Фернандо III Кастильский. Он сделал большой вклад в Реконкисту, отвоевав несколько крупных центров у Кордовского халифата. Последним городом, что пал под натиском его войска, была как раз Севилья, где он и умер. Впоследствии за его благочестие и рвение к вере, которое отмечали его современники, он был причислен к лику святых. На гербе его окружают другие святые покровители города – Исидор Севильский, что написал знаменитую «Этимологию», а также его брат Леандр.

Справа вверху одна за другой расположены буквы SFC. Расшифровывается просто – Sevilla Fútbol Club. Помимо стилизованного под первую половину XX века футбольного мяча, остальная композиция представляет собой традиционное для клуба красно-белое сочетание. Теории его происхождения ограничиваются двумя версиями: согласно первой, именно такого цвета были знамена Фернандо III, когда он торжественно вошел в город. Вторая же более банальная и объясняет такой окрас подражанием английским клубам, у которых красно-белое сочетание на тот момент было очень популярным.

 

«Реал» Мадрид

Логотип клуба увенчан короной, что означает наличие у команды королевского титула. Он был дарован ФК «Мадрид» королём Альфонсо XIII в 1920 году, и с тех пор клуб носит название «Реал», что с испанского означает «королевский». Правда, во время Гражданской войны и установления власти республиканцев «сливочные» лишились короны на эмблеме, но с реставрацией королевского правления в 1939 году она вновь оказалась на логотипе столичного клуба.

Перекрещенные между собой буквы в центре – аббревиатура клуба, расшифровывающаяся как Madrid Club de Fútbol. Название «Реал» вписывать не стали, так как оно относится не к основанию клуба, а к полученному королевскому титулу. По задумке дизайнеров, цвет окружности и букв – золотой, что подчеркивает статус команды. Синяя полоса же за буквами в логотипе, как официально считается – шелковое украшение, что отсылает нас к зарослям тутового дерева, распространенных в Кастилье. Белый цвет клуба, который сейчас называется «сливочным», был принят вследствие того, что «дворовые» футболисты после рабочего дня снимали одежду, и на них оставались лишь белые рубашка и штаны. Именно это вдохновило тогдашнее руководство на ассоциацию мадридского клуба с этим цветом.

«Хетафе»

Не будем удаляться далеко от столицы и отправимся в его пригород. «Хетафе» за основу своей эмблемы взяло герб города. На левой части щита изображен латинский крест – широко использующийся в католичестве символ распятия Христа. Помимо этого, он также символизирует концепцию Троицы: три коротких конца креста означают три лица Троицы (Бог, Сын и Святой Дух), в то время как длинный конец символизирует единичность Бога. Изображение в центре креста – Святейшее Сердце Иисуса Христа, особый культ, принятый в католической церкви. Он считается символом бесконечной любви к людям, а его широкое почитание началось, по легенде, с видения святой монахини Маргариты Алакок, жившей во второй половине XVII века. Считается, что во сне к ней пришел Иисус и пожелал, чтобы его сердце почиталось. Таким образом, власти подмадридского города хотели подчеркнуть особую религиозность его жителей.

Справа же – дань промышленной традиции города. На нем изображено множество самолетов, так как Хетафе был одним из первых и впоследствии одним из крупнейших центров в Испании по производству авиации. Зеленый цвет – это поля, над которыми летят крылатые изделия. Синий цвет окружности логотипа был выбран из-за основной окраски формы, которая в свою очередь передалась от ныне несуществующей команды «Хетафе Депортиво». Он подчеркивал принадлежность команды к рабочему классу, так как синюю униформу тогда носили строители и заводские работники. S.A.D. в названии означает «спортивное акционерное общество».

«Реал Вальядолид»

А вот и еще один королевский клуб, за который в разное время выступали такие легенды латиноамериканского футбола, как Рене Игита, Карлос Вальдеррама и Хусто Вильяр. Корона на эмблеме также, как и у мадридцев, означает наличие королевского титула. Его «Вальядолид» получил в наследие от распавшегося «Реал Унион Депортиво». И также, как и у «сливочных», в период Гражданской войны это звание у команды отбирали.

 

Верхняя часть щита, лавровый венок и мечи – та часть логотипа, что повторяет герб города (на фото). В его центре изображены языки пламени, которые, по самой известной версии, отсылают нас к мощному пожару 1561 года, погубившему большую часть города. Однако историки настаивают на том, что подобный символ использовался до этого у ряда кастильских знатных семей. Очертания крепостей, расположенных по краям герба, означают восемь башен, возвышавшихся над стеной, защищавшей город от напастей. Четыре меча и лавровый венок появились вследствие награждения города Орденом Святого Фердинанда – высшей военной наградой Испании (на фото). Её поселению даровал Франсиско Франко за отважные действия горожан против республиканцев во время Гражданской войны. На самой эмблеме клуба Орден появился лишь в 1962 году с разрешения муниципальных властей.

Снизу щита расположена клубная аббревиатура – Real Valladolid. Оставшаяся часть щита покрыта бело-фиолетовыми цветами клуба, которые используются в качестве окраса формы с 1928 года.

«Атлетик» Бильбао

А что же до одного из самых культовых клубов Страны Басков? Диагональное разделение щита заставляет нас вспомнить логотипы мадридского «Атлетико» и команды из Вальядолида. Но вряд ли они вдохновлялись именно их дизайном. И всё же, схожесть с «матрасниками» имеется и в цветах клуба, которые отражены в нижней части щита. Здесь мы опять сталкиваемся с несколькими версиями – такой вот загадочный предмет, история. И вновь схожесть с мадридской командой: как и они, «Атлетик» использовал бело-синие цвета, пока в 1910 году не перешел на красно-белое сочетание. Так вот, первая теория указывает на предпочтения владельцев клуба, которые были родом из Великобритании. А поскольку красно-белый был очень популярен тогда в Англии, то свои вкусы они перенесли и на баскскую землю. Следующие две повторяют мадридскую легенду: потому что в один момент не нашли бело-синюю и потому что красно-белая была дешевле и в подшивке матрасов использовалась.

Верхняя часть щита – соединение гербов Бильбао и северной баскской провинции Бискайя. Изображенное здание вместе с мостом являются образом церкви Святого Антония, главной святыни города, а также расположенной рядом переправы с таким же названием. Она посвящена Антонию Великому, знаменитому египетскому святому IV века и основателю отшельнического монашества. Расположившееся справа от сооружения изображение есть не что иное, как Дерево Герники. Этот вид дуба является символом бискайского духа свободы, а сакральное значение он приобрел ввиду того, что в средние века деревенские собрания проходили именно под этими раскидистыми деревьями. Волки, что изображены за деревьями, можно было увидеть на знаменах знатного рода Аро, что был держателем баскских земель в средневековую эпоху.

Наверняка вы заметили два креста по разные стороны основной композиции эмблемы. Вы не поверите, но этот символ имеет общее происхождение с флагом военно-морского флота России. Именно, это Андреевский крест, заимствованный с герба Бискайи.

«Райо Вальекано»

Что же нам расскажет эмблема самого крупного представителя испанского левого движения в футбольной среде? В левой части щита мы видим герб города Вальекас, ныне являющегося одним из районов Мадрида. Сам герб был добавлен в логотип в 1947 года, за три года до интеграции поселения в столицу Испании. На гербе изображены виллы и грабли, что символизирует главное занятие местного населения – производство зерновых культур. В логотипе клуба растения стилизованы, однако в оригинальном гербе там были изображены колоски пшеницы. Корона – символ наличия городского статуса, который, как в Италии, даруется главой государства (в данном случае – королем).

Молния на щите отправляет нас к названию клуба - именно так с испанского переводится rayo. В самом изображении также можно увидеть отсылку к современной форме команды. Красная полоса в конце 1940-х появилась после того, как мадридский «Реал» запретил использование чисто белого цвета другой командой. Под свое покровительство команду взял «Атлетико», разрешив им использовать свое сочетание, но в другом исполнении. Тогда же у руководства появилась идея заимствования концепта у аргентинского «Ривер Плейта», и в сезоне 1949/1950 «Райо Вальекано» предстал миру в белой форме с красной диагональной полосой. Остальное – просто. Аббревиатура RVM указывает на официальное название коллектива – Rayo Vallecano de Madrid.

«Кадис»

Уходим из Примеры и направляемся в сторону клуба, где начинала легенда мадридского «Атлетико» Кико, а заканчивал известный по выступлениям за «Депортиво» Диего Тристан. Прежде всего, стоит начать с необычной формы эмблемы. Обращенный вершиной вниз треугольник уходит корнями к портовому флагу города Кадис. Именно его формы была самая первая эмблема команды (на фото ниже), впоследствии повернутая на 90 градусов для более красивого оформления.

Центр эмблемы украшен изображением герба города. На нем изображен известный персонаж древнегреческой мифологии Геракл в сопровождении двух львов. Это – отсылка к первому мифу о нем, в котором он убивает Немейского льва и впоследствии носит его шкуру. Вы спросите, а как он связан с Кадисом и тем более с футбольным клубом? Как вы можете заметить, позади Геракла расположены две колонны. Здесь мы видим отсылку к Геркулесовым Столбам - двум высотам, обрамляющим берега Гибралтарского пролива. По легенде, на них действительно были установлены колонны, которые изображены на некоторых позднеантичных картах. Существует даже миф, согласно которому Геракл и есть основатель пролива: когда он дошел до Атласских гор, он не стал на них взбираться, а просто-напросто пробил себе проход.

Так Геракл перекочевал в эмблему футбольного клуба «Кадис». Корона наверху явно отличается от тех, что расположены на логотипах «Реала» и «Реала Вальекано». Все потому, что изображенная у «Кадиса» корона – герцогская, которую клуб имел право включить в эмблему, так как сам город был признан герцогским еще в конце XV века. Герцогство, в отличие от других земельных владений, было собственностью членов королевской семьи, отчего имело более привилегированный статус. Желто-синие цвета, как вы догадались, являются традиционным цветом формы футбольного клуба.

«Эльче»

Логотип клуба представляет собой практически полное заимствование герба города с некоторыми отличиями. Чтобы понять, о чем идет речь, взгляните на изображение главного символа города, в котором, судя по нему, очень ценится римское наследие. Клуб же не разделяет подобных ценностей, поэтому логотип команды, на наш взгляд, стоит расценивать как пародию на герб.

 

Сверху изображен человек, который вроде бы что-то записывает. Так руководство клуба отразило римскую матрону, что на гербе держит масличную пальму (пальма – типичный представитель местной флоры). На клубном логотипе же нарисован пальмовый лист. В центре эмблемы расположилось изображение крепости, которое является аллюзией на городские ворота средневекового Эльче. В нижней части вместо римского алтаря изображен обычный деревенский дом, а буквы по бокам – отсылка к названию на гербе «Колония Юлия Иллиса Августа» (Colonia Iulia Illice Augusta) в честь римского основателя поселения. Здесь также можно углядеть издевательство над официальным символом города: то ли он не имеет никакой ценности, поэтому изображен, как простой дом, то ли память о нем настолько старая и шаткая, что вот-вот развалится.

«Лас-Пальмас»

После прочтения об эмблемах «Реала» и «Реала Вальядолида» должен возникнуть вопрос: почему «Лас-Пальмас» имеет корону на своем логотипе, но в названии нет слова «Реал»? Все просто. Эта часть композиции была взята у одного из клубов, что были слиты в единый коллектив с Канарских островов. Королевский титул, однако же, унаследован не был, отчего этот клуб «королевским» считаться не может.

В центре сложного полотна команды изображен герб, состоящий из символов Кастилии и Леона, чем подчеркивается верность испанской короне. Снизу можно наблюдать композицию, в которой мы видим крепость, отсылающую нас к средневековой истории города, а также пары пальм и собак. Пальмы и собаки – то, что чаще всего встречается на улицах Лас-Пальмаса, отчего они вошли в официальный герб города. Также существует версия, что собаки символизируют победы испанского флота у Канарских островов над английским флотом в 1595 году и голландской армадой в 1599 году.

Сам же герб заключен в белое полотно, на котором изображено семь скрещенных мечей. Они символизируют победоносные битвы испанской военной истории. В золотистой ленте отображены название команды и провинции, что представляет клуб. Снизу на белой ленте можно прочитать «Segura tiene la Palma» - этот воинственный клич отсылает нас к тем же самым победам конца XVI века над кораблями иностранных держав. Те пять эмблем, что включает в себя логотип «Лас-Пальмаса» - прежние клубы, ранее базировавшиеся в этом городе. До конца 1940-х годов его представляло пять команд, однако все они влачили жалкое существование. Поэтому было решено соединить их возможности для создания единого коллектива, который сможет достойно отстаивать спортивную честь Канарских островов.

«Малага»

Вновь возвращаемся в Андалусию. В отличие от предыдущего клуба, эмблема «Малаги» не так насыщена символами.

В верхней части логотипа можно увидеть красивое изображение главной достопримечательности города. Речь о крепости Хибральфаро, основанной арабами в X веке. Тогда это была одна из самых неприступных стен Пиренейского полуострова, а сейчас с нее открывается удивительный вид на город и на арену, где проходит любимая испанцами коррида. Нижняя часть посвящена традиционным цветам клуба. Расположенное наверху обозначение TM – совсем не обозначение «торговой марки». Так расшифровывается девиз города «Tanto monta», что переводится как «Всё – едино». Изначально это был девиз договора между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским, что означал воссоединение двух испанских королевств. Полностью он звучал так: «Всё едино, Изабелла — то же, что и Фердинанд» (Tanto monta, monta tanto, Isabel como Fernando). Его часть перешла к Малаге после завоевания города арагонским королем в самом конце Реконкисты.

 


Читайте также:
Комментарии
omForm">
avatar