10.01.2016 1189 0.0 0

Показать «Факел».

Каким должен быть российский футбол Футбол в России − спорт №1. Номер один по числу скандалов, критики, негатива. Тут с детства учат, что наши команды самые унылые, агенты - самые жадные, а футболисты - самые «деревянные». У тех, кто считает футбол лучшей игрой с мячом, есть выбор: погрузиться в сладкую депрессию и ругать его со стороны либо принять все правила и помогать убийству игры.

Но еженедельник «Футбол» съездил в Воронеж, увидел, почему он настоящий город контрастов, и нашел там третий путь, по которому идут неискушенные, но счастливые фанаты местного клуба «Факел».

Контраст Первый: 90-е и Европа

Студенты говорят, что Воронеж очень молодежный город. Люди семейные удивленно поднимают брови и отвечают, что тут вообще-то тихо и по-домашнему. Кому больше верить, непонятно, даже если объехать его сверху вниз. Сколоченные за час киоски, которые пихают в любую свободную точку земли, соседствуют с аккуратными высотками. Несколько слоев уличных листовок висят на фоне сотен тысяч прекрасных деревьев. А бабульки, устроившие свой бизнес прямо на картонках на пустыре, выдерживают конкуренцию торговых центров и милых кафе.

Совсем запутанно становится около Центрального стадиона профсоюзов, также известного в народе как «Труд». Узнать туда дорогу у прохожих получается только с восьмой попытки. Зато первые очереди в кассах возникают еще за 5 часов до игры. Расположение стадиона − отдельная история. Он буквально втиснут между четырьмя небольшими улицами. Настолько плотно, что прямо к трибунам паразитом присосался рынок, где грузные мужчины продают шапки «Боруссии», а женщины в леопардовых лосинах − «модные» сапоги и пуховики. Все это – под треск русского шансона и с одобрения выцветших моделей с плакатов, которые висят тут уже лет 20.

Но всего один шаг вбок – и вы открываете портал в другое измерение. Те четыре улицы оказываются самым приятным местом на свете. Первая и самая стойкая ассоциация − уютные европейские кварталы. Где-то в Париже по таким неспешно прогуливаются фанаты «ПСЖ», начавшие отмечать чемпионство в октябре.

Контраст Второй: прошлое и настоящее

− Так, «Газовик» проиграл, «Зенит-2» проиграл. Ах-ах-ах-ах-ах, Армавир «Луч» дернул! − группа людей перед закрытыми входами на стадион развлекается изучением результатов дня.

Происходящее в других лигах их не волнует: раз «Факел» играет в ФНЛ, значит, надо следить за ФНЛ. Год назад так происходило и с зоной «Центр» второго дивизиона. В Воронеже не скрывают, что команда их приятно удивила. Только поднявшись в подэлитную компанию, «огнеопасные» сразу забрались в зону стыковых матчей и не собираются оттуда уходить. Разве что наверх.

Перед важной игрой с прямыми конкурентами из Тулы «Факел» выдал пятиматчевую победную серию и #прямосейчас находится в роскошной форме. Молодые фанаты уже и не помнят, как в начале века клуб чуть не растворился в болоте профессионального спорта. Старожилы винят во всем бывшего губернатора Владимира Кулакова. «Он, когда пришел, сразу сказал: «Такой команды, как «Факел», не будет», − и обрезал финансирование», − шепчутся болельщики. Причина − обида. На выборах главный клуб региона поддержал оппонента Кулакова, и победитель избирательной гонки ему этого не простил. Почти тут же «огнеопасные» вылетели из высшей лиги, но весь масштаб беды в городе поняли только через два года после назначения Кулакова. Губернатор переименовал «Факел» в ФК «Воронеж», мотивировав это тем, что прошлое название на английском звучит «неэтично». Трибуны возмутились, и начальство сделало компромиссный гибрид из двух вариантов. Таким образом слог «фак» в нем остался, просто команда все сильнее отдалялась от глаз иностранцев.

О дно «Факел» ударился весной 2007-го. Мешок из долгов, подозрений в незаконной растрате и убогих результатов порвался прямо на глазах тогдашнего президента ПФЛ Николая Толстых. Как обреченный работник в кабинете терпеливого начальника, «Факел» написал заявление по собственному желанию и ушел из проффутбола.

Вернулся к жизни он только через два года, когда к власти пришел Алексей Гордеев и взял возрождение проекта под личный контроль. Смутная семилетка навсегда останется на репутации клуба грязной кляксой, в которую успели вляпаться очень многие люди. В том числе и Эдуард Саенко, бывший одно время президентом команды. Кстати, у его младшего брата Ивана сейчас все хорошо: он живет в Москве и, по слухам, занимается ресторанным бизнесом. Если бы бронзовый призер Евро-2008 не закончил карьеру так рано, сейчас мог бы быть иконой родного клуба. «Факел»-2015/16 не искушен знаменитостями.

Есть ряд людей с небольшим бэкграундом в Премьер-лиге, есть известный голкипер Антон Амельченко, который осел в запасе. Еще есть лучший бомбардир Михаил Бирюков − бывший дзюдоист, начавший заниматься в секции футбола только в университете. Пафосная фраза «Мы − это команда» для «Факела» совсем не формальный лозунг. Главный тренер Павел Гусев проникся воронежской атмосферой и быстро понял, как сделать незвездный состав успешным. «Огнеопасные» держатся на плаву за счет коллективизма, как на поле, так и в раздевалке. Кажется, по-другому с такими фанами нельзя.

Контраст Третий: холод и «жара»

Средняя домашняя посещаемость «Динамо» − 8012 зрителей. «Локомотива» − 8875. Лидера, ЦСКА, − 9195. На игры «Факела» ходят 10 044 человека. Это больше, чем у половины команд РФПЛ, и почти вдвое больше, чем показатели второго по посещаемости стадиона ФНЛ − тульского «Арсенала».

На игры «Факела» воронежцы ходят всегда и везде. В годы скитаний по второму дивизиону трибуны Центрального стадиона профсоюзов открывали рты гостям из Курска, Пензы и других провинциальных урбанов, похожих на Воронеж только на первый взгляд. В 1999-м фанаты «огнеопасных» вообще показали среднюю посещаемость в 25 000 зрителей и установили рекорд сезона для Восточной Европы. Хотя на тот момент они даже не играли в высшей лиге. Начальник команды Михаил Таратухин уверяет, что болельщики не оставляют клуб даже на выездах по самому жесткому в плане расстояний чемпионата на Земле. − Они сопровождают нас по всей стране. Присутствовали и во Владивостоке, и в Калининграде, и в Оренбурге. Чтобы город, где мы бывали, не посетили воронежские фанаты − не было такого никогда. Несмотря на внушительное количество, многие болельщики знают друг друга если не лично, то как минимум в лицо. А часть из них знакома с игроками. Сделать это нетрудно: после каждой игры футболисты охотно выходят к народу обсудить матч, получить порцию поддержки и просто пообщаться.

Важная игра с тульским «Арсеналом» выпала слишком поздно − на 1 ноября. Сдуваемые ветром термометры едва доводят полоску ртути внутри себя до плюсовой отметки. Однако публике плевать на первые морозы и особенности логики составителей календаря. Утеплившись, фанаты все равно заполняют трибуны. Иногда холодная погода, наоборот, помогает.

Во-первых, люди принесли больше клубных шарфов, которые с появлением игроков на поле были синхронно подняты вверх и создали эффект живого сине-белого моря. Во-вторых, хлопки и крики оказались отличным способом согреться. Традиции стойкого саппорта в Воронеже сложились давно. Об истории фанатского движения вам сможет многое рассказать человек в ложе прессы, который старательно отгоняет от нее всех тех, у кого нет пропуска, но кто соблазнился местами со столиками. Он представляется Владимиром Анатольевичем и скромно причисляет себя к охранникам. Но по уровню знаний о команде даст фору любому боссу. Тут это привычно: «Факел» стоит на людях неравнодушных. − В годы войны Воронеж был на 92% разрушен. Немцы говорили, нам за сто лет город не отстроить. Ну вот отстроили за семь. Люди со всей страны сюда приезжали работать над восстановлением. А развлечения какие? Только футбол. Вот все и потянулись на игры. Клуб основан в 1947-м. Воронеж фактически перерожден к 1950-му. Редкий случай, когда город и его команда почти ровесники.

Возможно, поэтому, живя в Воронеже, нельзя не жить «Факелом».

Контраст Четвертый: Центр и Юг

− Воу-воу, ты че делаешь?! Мирно курившие в стороне фанаты гостей резко приходят в движение. На другой стороне улицы их собрата парой ударов валит на землю резвый боец и начинает добивать ногами в живот. Мини-битва длится секунд 5–6, после чего набежавшую толпу парой криков разгоняют два сотрудника полиции. Поднявшийся на ноги туляк улыбается сквозь кровавые десны и теряется в общем людском водовороте. Так проходит обычная разминка воронежских ультрас перед игрой. Многолетний ажиотаж вокруг клуба не мог не породить в болельщицкой среде радикальных фанатов. По сравнению с мирными «кузьмичами» их немного, но шум они наводят солидный.

− Сейчас увидишь, что это такое, − предупреждают обитатели центральной трибуны, косясь на живущий в собственном ритме Юг. Ждать не приходится. На первой же минуте чудо-форвард Михаил Бирюков выскакивает один на один с голкипером «Арсенала» и открывает счет. Для фан-сектора это знак: пора начинать. Зажигаются файеры, прыгают тела, раздаются заряды, раскрывающие всю правду о сексуальной ориентации соперника. В общем, все по-взрослому и ничуть не хуже, чем у больших топ-клубов. Минуте на 10-й ультрас дружно раздеваются и пугают «оружейников» закаленным нравом. Впрочем, к середине тайма почти все одеваются обратно − 1 ноября все-таки.

− Каждый раз одно и то же, − продолжают между делом возмущаться на Центре. Тут болеют куда спокойнее и организованнее. Пускают по трибунам волну в четыре круга, лузгают семечки, аплодируют эпизодам и прямо на месте проводят анализ команды и оценку шансов на будущее.

− С Оренбургом точно при пустых будем, − радостно говорит в перерыве один парень, показывая другу отснятое на Юге видео с огненно-шумовым перфомансом. Иногда фанаты заигрываются и перегибают палку. В сентябре «Факелу» даже на один матч урезали сектора за их неподобающее поведение. В такие моменты нервы мирной части болельщиков натягиваются до предела. К ультрас они относятся, как семья директора консерватории к сыну-панку: смотря на его наряд за ужином, домашние часто поджимают губы, хотя все равно считают своим. Фанатская трибуна принесет «Факелу» еще немало проблем, но без нее клубу нельзя. Кто-то должен иногда сотрясать здешний умиротворенный воздух хулиганским драйвом.

Контраст Пятый: ЧМ-2018 и ФНЛ-2015

Опытный болельщик «Факела» знает, что на игры с собой всегда нужно брать либо одеяло, либо какую-то тряпку, либо хотя бы газету. Иначе придется стоять. Все пластиковые кресла покрыты вечным слоем пыли, который до ужаса гармонирует с обреченно-серым цветом арены и продуваемыми трибунами.

Центральный стадион профсоюзов вблизи могуч и огромен, особенно со стороны двухъярусных трибун, но не дает избавиться от впечатления, что перед вами заброшенный символ другой эпохи. Стадион давно нуждается в тотальной реконструкции, а сам клуб − в новом доме. Впрочем, если в вашем регионе нет своего Сергея Галицкого, о таком бесполезно даже мечтать.

Единственный шанс − участие государства. А заинтересовать столицу можно, только став частью кампании ЧМ-2018. В свое время Воронеж собирался бороться за право участия в главном проекте века, но выбыл из гонки еще до ее начала. Оказалось, кто-то где-то напутал, и город слишком поздно подал заявку. В итоге ему досталась утешительная роль тренировочной базы. Международный футбол за последние годы тут видели лишь однажды. Пять лет назад сборную России занесло в Воронеж на товарищеский матч с Бельгией. Наша команда тогда бесславно получила дубль от молодого Лукаку, но в городе этот праздник помнят до сих пор.

− Трибуны были забиты полностью (стадион вмещает 32 000. − Ред.), еще столько же народу просто стояло вокруг арены, − вспоминает золотой миг Владимир Анатольевич. Недавно Виталий Мутко пообещал, что сборная России начнет активно гастролировать по стране. Правда, касается это только будущих городов ЧМ. Потрепанный стадион с идеальными фанатами национальную команду почему-то не интересует. Чтобы снова увидеть в городе лучших игроков страны, «Факел» должен привезти их сюда сам. По-хорошему, «огнеопасным» пока рано лезть на самый верх. Это понимают и в самом клубе. Главный тренер Павел Гусев заявляет о цели в топ-10, а руководство планирует еще пару лет обкатать команду в ФНЛ. Однако в свете последних результатов прогресс может ускориться сам собой.

− Администрация пообещала, что, если мы выйдем в Премьер-лигу, никто ничего искусственно тормозить не будет, − убеждает Таратухин. В РФПЛ «Факел», скорее всего, повторит историю тульского «Арсенала». Будет мало очков, но много уважения. Состоятельные московские команды станут увозить из Воронежа победы, но, перед тем как сесть в самолет, еще раз посмотрят на забитые трибуны и горько вспомнят родные пустоты «Арены Химки» и «Локомотива».

***

Разговор в перерыве. «Факел» ведет 2:0.

− Ну что, готов клуб к Премьер-лиге?

− Главное, чтоб мы были готовы. Все от фанатов зависит. Как поддержим, так и сыграют. Иногда кажется, что российский футбол на 78% состоит из проблем, как человек из воды. То тут, то там из него торчат коррупция, лень, пережитки прошлого и другие смертельные для любого прогресса пороки. «Не буду больше смотреть это говно», − хоть раз в жизни думал каждый из нас.

Все мы ждем, когда появится спаситель, который вычистит оттуда весь хлам и вернет нам веру. Харизматичный олигарх, крепкий президент или гениальный игрок − кто угодно, но не мы сами.

Один лишь «Факел» понял, что героя можно найти только в одном месте − в собственном отражении.

Воронеж Текст: Роман Абрамов


Читайте также:
Комментарии
omForm">
avatar