08.06.2020 800 0.0 0

«Для меня «Санкт-Паули» – не трофеи, а философия, которую важно примерить». Роман Нагучев признается в любви

Роман Нагучев – комментатор «Матч ТВ» и большой поклонник «Санкт-Паули». Он рассказал нам о любви к команде, главных дерби, поделился эмоциями от поездки в Гамбург и прекрасными историями.

***

Когда я начал комментировать Бундеслигу, прекрасно знал команды, что были на виду: «Бавария», дортмундская «Боруссия», «Ганза», «Штутгарт». «Санкт-Паули» же был редким гостем главного чемпионата. Но именно в тот сезон клуб вышел из Второй лиги в Первую.

Готовясь к матчу «Вердер» – «Санкт-Паули», я неожиданно выяснил очень много крутого о «пиратах». Тогда в свои 24 года даже не думал, что их философия настолько меня впечатлит. «Санкт-Паули» – не просто футбольный клуб. Людям неважно, что команда не играла на высоком уровне и не боролась за трофеи. «Санкт-Паули» создан для того, чтобы человек чувствовал себя свободным: никто не может нарушать его границы, никто не заставляет делать то, что ему не по душе. Это выражается во многом: свобода слова, нетерпимость к гомофобии, свежий взгляд на традиционные устои. Мне такая позиция показалась очень близкой. К тому же это было смело для довольно консервативной Германии.

Понравилось, как болельщики пытались отстоять возможность существования клуба. 15 лет назад у «Санкт-Паули» отобрали стадион, они играли за городом, на поле без трибун. И даже туда на игры Регионаллиги приходили по 6-7 тысяч фанатов, поддержать команду, которая вот-вот должна была обанкротиться.

Тогда произошла совершенно безумная история. Корни Литтманн на отдыхе на Канарских островах сильно напился, ему поступил звонок: «Ты же всегда хотел быть президентом «Санкт-Паули», хочешь осуществить это?». Корни ответил «да», бросил трубку и забыл об этом разговоре. Через две недели ему напомнили о соглашении, и Литтманн понял: отступать некуда. Так знаменитый политик пришел в клуб. Он ввязался в сумасшедшую авантюру и сделал команду одной из самых популярных в мире.

Я не шучу, лет восемь назад был опрос об известности немецких команд за пределами Германии, где «Санкт-Паули» занял третье место после «Баварии» и Дортмунда. Объяснение этому есть: «пираты» – не просто футбол, это особое мировоззрение и свобода самовыражения, что откликается у многих.

Особенно поразил момент в истории клуба, когда жители Гамбурга буквально всей улицей Репербана собирали средства на поддержку команды и стадиона. Их спонсор – пиво Astra – отправляло 2€ с каждой бутылки в казну клуба. Появилась даже акция «напейся за «Санкт-Паули», где нужно было купить как можно больше пива, а часть выручки уходила в бюджет «пиратов». Корни Литтманн подавал пример и говорил: «Я сам за неделю трижды похоронил печень».

Президент выдавал громкие заявления: «Есть клуб, он представляет собой вашу свободу, давайте отстаивать ее вместе» и «Если кто-то не готов отдаться за «Санкт-Паули», он может идти к черту». Люди же были в полном восторге, для конкретного района Гамбурга команда была очень важна. Проститутки с той же улицы жертвовали по 5€ с клиента, была целая кампания, посвященная поддержке команды.

Позже «Санкт-Паули» все же вернул себе стадион. Правда, уже в полуразрушенном состоянии, потому что городу он был совсем не нужен. За три недели до того, как от немецких властей было получено разрешение на реконструкцию, Корни собственноручно на бульдозере снес одну из центральных трибун. Зрелище пришли посмотреть 3 тысячи болельщиков, это был большой праздник. Спустя лишь несколько недель пришло разрешение на снос, но президенту уже было все равно. Меня настолько впечатлила фигура Литманна, что я даже писал о нем статью пару лет назад.

Впервые я побывал в Гамбурге только в этом году. Разница между частями города, где базируется «Гамбург» и «Санкт-Паули», колоссальна. У «Гамбурга» очень чисто, аккуратно, в фан-шопе клуба так и хочется все скупить, атмосфера элитная. У «Санкт-Паули» же фан-шоп прямо на стадионе, будто попадаешь в какой-то адский подвал, где коричневые стены разрисованы радугой и пацифистской символикой, выглядит очень демократично.

Несмотря на всю дружелюбную атмосферу, что окружает команду, я узнал, как в Германии болеют против «Санкт-Паули». Это ужасные, страшные дерби, которые очень опасно посещать.

Есть три матча, и, как ни странно, самый безопасный из них – городское дерби. Раньше у команды даже не было принципиального соперничества с «Гамбургом», команды долгое время играли в разных лигах и никак не пересекались. Скорее было дружеское противостояние: старший брат, который все время щелкает младшего по носу, и тот идет обратно по своим делам.

В 2011-м «Гамбург» претендовал на попадание в еврокубки, а «Санкт-Паули» вылетал с последнего места. Тогда в матче, который должен был завершиться победой «Гамбургом», Джеральд Асамоа забил гол, и «Санкт-Паули» выиграл 1:0. С этого момента началась история, похожая на соперничество: команды встречались и в Кубке Германии, сейчас во Второй Бундеслиге.

В этом году хотели попасть на городское дерби, которое, кстати, «Санкт-Паули» выиграли 3:0, но билеты взять не успели – все раскупили за две недели. Хоть мы и жили в благополучном районе Гамбурга, нам посоветовали не выходить из гостиницы: болельщики были в гневе, замусорили весь город и вели себя неадекватно.

Второе дерби – против «Ганзы». Десять лет назад был матч, где в случае победы «Санкт-Паули» должен был выйти в Бундеслигу, а «Ганза» тогда вылетала в третью лигу. Если же «пираты» проигрывали, обе команды оставались играть во Второй лиге. Один из немецких каналов, который не имел прав на показ встречи, повесил камеры над стадионом «Миллернторе».

На матч отрядили пять тысяч полицейских, у них была графика со счетом и велись прямые включения с площади, где была страшная драка между болельщиками. В зависимости от того, как менялся счет на поле, в кругу болельщиков дела становились хуже и хуже: все было в дыму, много военных и даже танки привлекли к тому, чтобы остановить этот хаос. По итогу арестовали 300 человек, в игре красные карточки получили Мартин Ретов и Фабьян Боль, «Паули» победил, попал в вышку, а «Ганза» вылетела.

Все беспорядки произошли потому, что в том же сезоне в Ростоке «Санкт-Паули» победил хозяев 2:0. В том матче был момент, который болельщики «Ганзы» считают позорным. Дениз Наки забил гол и не придумал ничего лучше, чем воткнуть флаг с эмблемой «Санкт-Паули» и развернуть «Веселого Роджера» возле фанатской трибуны соперников. Жест означал следующее: это наша земля, мы ее завоевали, в лучших традициях пиратства. В него тут же полетели посторонние предметы, футболист был оштрафован и дисквалифицирован.

А самое главное дерби – с «Динамо» Дрезден. Политические расхождения, где ультраправые играют против ультралевых. Здесь дело не в самом матче, а в том, что происходит на трибунах: драки, выбегание на поле, скандалы. Немецкий футбольный союз с удовольствием воспринял возможность проведения матчей без зрителей, касаемо конкретно этого противостояния. Фанаты «Динамо» абсолютно нетерпимы к мировоззрению болельщиков «Санкт-Паули», столкновение происходит именно на фоне жизненных принципов и моральных устоев.

Любимый игрок «Санкт-Паули» – 17-й номер, центральный защитник Фабиан Болль. Почему? Он был единственным непрофессиональным футболистом в обеих Бундеслигах. Матч заканчивался, у него был свободен остаток дня, а следующим утром Болль шел на работу. По профессии он был полицейским, патрулировал улицы города. В городе Фабиана знал каждый: даже болельщики «Гамбурга» его любили и называли «мистер «Санкт-Паули», не говоря уже о самих «пиратах». Внешне он был похож на копа из американских фильмов: широкоплечий, статный мужчина с короткой стрижкой. По игре не очень быстрый, но длинноногий, не техничный, но всегда проявлял себя в единоборствах.

Мне не раз доводилось работать на матчах любимой команды. Особенно запомнились встречи с «Динамо» Дрезден и «Хоффенхаймом». Жалею, что в мае 2010-го не было возможности комментировать игру против «Падерборна», после которой «Санкт-Паули» вышел в Бундеслигу. Это был матч, когда президент Корни Литтманн попрощался с клубом. Все очень расстроились, на глазах были слезы: он – символ команды, символ всего района.

Но прощание запомнилось не рыданиями болельщиков. У «Санкт-Паули» тогда был вратарь Бенедикт Пликетт, который за 10 лет сыграл всего около двадцати матчей. Он всегда был запасным и особо не рассчитывал появиться на поле. Если не попадал в заявку, ходил на фанатскую трибуну. По случаю празднования выхода в Бундеслигу они поехали на пляж и Пликетт надел вместо обычных трусов стринги с мордой свиньи. И когда Корни Литтманн произносил прощальную речь, он сказал: «Еще недавно я принимал этот клуб в полуразрушенном состоянии, а сегодня стою перед вами в этом дорогущем пиджаке и у меня перед глазами свиная морда на трусах Бенедикта Пликетта».

Когда футболисты приходят в клуб, они говорят: «Даже если плохо играть за «Санкт-Паули», тебя всегда поддержат несмотря ни на что». И раз ты присоединился к семье, то должен быть с ней до последнего. Не до конца контракта, а всегда. Поэтому Николай Писарев, бывает, рассказывает невероятные истории.

Когда он играл за клуб, матчи проводились на стадионе до реконстуркции: «Я думал, спартаковский дух – это круто, но первый матч на старом «Миллернторе» поразил меня. Обычно спортсмены сразу выходят из раздевалки на поле, здесь же игроки проходили этот путь через бар, где сидели болельщики. Каждый бил по плечу, желал удачи и заряжал на матч. Я понял, зачем это нужно: выходя на поле мы знали, для кого играем.

Это и есть та атмосфера, что называется духом. Теперь ты не можешь убрать ноги в подкате, подвести команду глупым удалением или лишним словом. Они заплатили деньги из своего кармана и ждут от тебя соответствующей отдачи. Даже если ты проиграешь, но выложишься на 100%, тебя будут носить по городу на руках.

И после поражений, достойных поражений от больших команд, причастные к клубу собирались в центре улицы Репербан, и весь район отмечал то единение, что дарил каждый матч».

Для меня «Санкт-Паули» – не трофеи, а философия, которую очень важно примерить на себя. Сейчас команда – середняк даже Второй Бундеслиги. Надеюсь, когда-нибудь, что-то изменится.

В целом клуб часто предпринимает интересные ходы. Несколько лет назад для привлечения инвесторов они открывали банк, где люди могли вкладываться и вернуть не больше 6% годовых. У «Санкт-Паули» нет дополнительных источников дохода, все существует на деньги спонсоров и болельщиков из других стран. Так как «Санкт-Паули» не получает большие суммы от телеправ, приходится считать каждую монету и искать какие-то новые инвестиционные решения.

На стадионе красуется надпись «Football has no gender» (У футбола нет пола), и это круто, ведь большинство считает, что в него играют только мужчины. Я же согласен с посылом клуба: видел Чемпионаты мира среди женщин, три года назад сам комментировал чемпионат Европы. Это, конечно, даже по скоростям не мужской футбол, но тоже есть на что посмотреть.

Также всегда нравилось слышать AC/DC – «Hells Bells» при выходе команд из подтрибунного помещения. Я поклонник в том числе и тяжелой музыки, и насколько мне известно, AC/DC тоже в диком восторге от этой традиции. Но раньше все было еще интереснее: в конце 80-х-начале 90-х лауреат Нобелевской премии немецкий писатель Гюнтер Грасс до начала матча читал отрывки из своих произведений перед фанатской трибуной. Все происходило под соответствующее музыкальное сопровождение, что настраивало футболистов и болельщиков на игру.

Моя мечта, связанная с «Санкт-Паули», очень проста: хочу поддержать за команду вместе с фанатами, позажигать, покричать на стадионе. Конечно, было бы невероятно круто, если это окажется матч, в котором команда обеспечит выход в Бундеслигу.

***

Фото: личный архив Романа Нагучева; globallookpress.com/Christian Charisius; Gettyimages.ru/Malte Christians/Bongarts; bild.de


Читайте также:
Комментарии
omForm">
avatar