15.11.2016 1245 0.0 0

«Мне позвонил Алекс Фергюсон, а я послал его».

Как пил и играл лучший вратарь «Рейнджерс»

Руслан Хрипун

 «Как-то меня занесло в один из баров в Белфасте, – написал в автобиографии «The Goalie: My Story» лучший вратарь в истории «Рейнджерс» по версии фанатов. «Там я познакомился с огромным детиной, который представился: «Большой Сэм, шанкилский мясник». Мои пьянные мозги не работали, и я сказал: «Как идут дела в твоем магазине, мужик?» В баре повисла тишина».

Большой Сэм Макалистер был главарем одной из самых беспощадных сектантских банд Белфаста, ответственных за убийства 23 человек. Гораму повезло уйти живым, но дальше его ждали неприятности. После того случайного знакомства за Энди стали следить сотрудники тайной полиции, а газеты обвинили его в сотрудничестве с террористами. Похоже, у вратаря и в самом деле не работала голова: после убийства одного из лидеров Ирландской республиканской армии Билли Райта он вышел на матч против «Селтика» с черной повязкой.

На следующий день после игры Горама вызвали в полицию, где он признался, что когда-то пересекался с Райтом в самолете. «Я не знал, что он террорист, на нем не было балаклавы, – шутил, распыляя вокруг запах сильного перегара, вратарь. – На самом деле, повязка – это дань памяти скончавшейся тете». Но вскоре киперу стало страшно. Следующим утром на стекле автомобиля он увидел надпись «Ты – мертвец», а в послании, которое Энди нашел за дворниками, прочитал: «Мы знаем, где живет твоя мама».

«Я пил на протяжении 32 лет, – обозначил в 2012 году главную причину бед 47-летний Горам. – Если бы не алкоголь, моя жизнь и карьера были бы гораздо успешнее. Я был настоящим ослом, из-за чего все время попадал в истории. Я записался в общество анонимных алкоголиков и ничего не скрывал. Поднялся и сказал: «Я Энди Горам, я алкоголик». Когда делаешь такой шаг, нужно быть честным. Теперь я завязал – если бы этого не случилось, то при таком образе жизни, протянул бы еще от силы 5 лет».

Из-за регулярных попоек Горам часто был не в форме и получал травмы. В 1994 году тренер «Рейнджерс» Уолтер Смит предоставил Энди отпуск, чтобы тот полежал недельку на пляже и восстановился к финалу Кубка лиги против «Данди Юнайтед». Горам вместе с женой и сыном полетели на Тенерифе. Все шло замечательно, шотландец лечил спину, но однажды в баре его окликнули: «Эй, вратарь!» Это были парни из «Олдхэма», за который Горам выступал в начале карьеры, они только что понизились в классе и пили до полной отключки.

«Моя жена Трэйси была очень зла: целый день мы с ребятами провели в баре, а потом переместились в гостиницу. Мы пили всю ночь, а утром, когда я вернулся в свой номер, узнал, что семья улетела. Худшим было не это – у меня пропали все вещи, а вместе с ними и паспорт. Я остался один в чужой стране с 40 фунтами в кармане. Моим агентом тогда была Кэтрин Робертсон, сестра Кенни Далглиша, я попросил ее выслать мне немного денег и продолжил веселье», – откровенничал Горам.

 

На Тенерифе лихач застрял еще на неделю, где все это время пил со старыми и новыми знакомыми. Однажды в баре к нему пристал фанат «Данди Юнайтед», завязалась драка, во время которой вратарь сломал парню челюсть. Уже на следующий день об этом написали газеты. «Позже мы помирились с этим болельщиком, я даже ходил ужинать к нему в гости, но этот инцидент едва не стоил мне карьеры», – признался Энди. Вернувшись в «Рейнджерс», Горам узнал, что тренер выставил его на трансфер.

Хорошей работой на тренировках Энди вернул статус первого вратаря команды, помирился со Смитом, но газетчики сделали его жизнь невыносимой. После развода с Трэйси они написали, что вратарь не платит алименты, а накануне чемпионата мира-1998 – о том, что у Горама была интрижка с сотрудницей «Селтика», которая от него забеременела. В результате, футболист заявил, что в таком психологическом состоянии не поможет команде, покинул сборную и лег в специализированную клинику лечить развившуюся от алкоголя и постоянного стресса легкую форму шизофрении.

Горам стал очень подозрительным, из-за чего чуть не сорвался его переход в 2001 году в «Манчестер Юнайтед». «Зазвонил телефон, я поднял трубку и услышал: «Привет, Энди! ЭтоАлекс Фергюсон. Слушай, у нас сломались Бартез и ван дер Гоув. Я хочу взять тебя в аренду до конца сезона». Что вы думаете, я ответил? Я сказал: «Иди на хер!» и положил трубку. Я был уверен, что меня разыгрывает Алли Маккойст – он не раз делал что-то похожее».

Это был не розыгрыш. Фергюсон перезвонил, трубку взяла жена вратаря и сказала: «СэрАлекс говорит, что у тебя 10 гребаных секунд, чтобы ответить». «Это действительно был он. Я думал, что сплю. Я играл в футбол 20 лет, и это был один из самых замечательных моментов. Конечно, я согласился», – признался Горам.

«Три месяца в «МЮ» были сказкой, если не считать моментов с Роем Кином. Он был ирландцем и католиком, я же 7 лет играл за «Рейнджерс» и сделал много пакостей фанатам «Селтика». Неудивительно, что он меня ненавидел. Остальных парней я обожал. Я был подопытным кроликом для Бекхэма, когда он отрабатывал штрафные после тренировок. Меня очаровала работа с мячом Гиггза. Но настоящим бриллиантом был Скоулз – убийца с лицом ребенка».

В 1995 году на Горама охотился «Селтик». Канадский магнат и владелец «кельтов» Фергюс Макканн предлагал Энди контракт, в котором он мог прописать любую зарплату. «Это было невозможно. Я ненавидел «Селтик», пил в протестантских барах. Каждое дерби хорошим католическим мальчикам доставалось от нас, сильно пьющих маньяков. Так что я не представляю себе наклейку Pаnini, где я в футболке с клевером на груди», – гордился Горам.

В матчах против «Селтика» Энди показывал лучшую игру. После одного из дерби 1996 года, в котором вратарь выдал несколько космических сэйвов, тренер «кельтов» Томми Бернс сказал: «Я хочу, чтобы на моем надгробном камне было написано: «Энди Горам разбил мое сердце».

 

В 1996 году Горам был в лучшей форме, потащив в конце сезона несколько бешеных ударов от Пьера ван Хойдонка с игры, а потом и пенальти. «Перед ударом я подошел к нему и сказал: «Ты не белый, ты – грязный». Этот сэйв вырвал чемпионский титул для «Рейнджерс».

После окончания карьеры футболиста Энди в четвертый раз женился и еще немного поиграл в крикет – он единственный, кто сыграл за сборную Шотландии в обоих видах спорта. Введенный в 2001 году в Зал славы «Рейнджерс» Горам работал тренером вратарей в не самых известных клубах, вроде «Клайда» и «Данфермлайна», в октябре 2016 года покинув «Эйрдрионианс». Сегодня 52-летняя легенда «Рейнджерс» подрабатывает экспертом на Sky Sports, пылит в благотворительных матчах и часто вспоминает, как рубился против «Селтика».

 

«Я обожал дерби, это было особенное веселье, – ностальгировал Горам. – Как-то я завелся с Паоло Ди Канио, который возмущался, что лайнсмен все время неправильно фиксирует офсайд. Тогда я во время паузы запустил в него мячом и попал прямо по яйцам! В другой раз я подрался с Джоном Хьюзом, после чего он сказал мне: «Однажды болельщики «Селтика» будут скучать по тебе больше, чем по мне».


Читайте также:
Комментарии
omForm">
avatar