Эмблемы "Факела"
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Осенью 1977 года вместо «Труда» на старт соревнований в первенстве СССР среди команд второй лиги заявился «Факел». Для всех ведущих клубов страны эмблема давно считалась необходимым атрибутом, но воронежские футбольные полпреды это игнорировали. Доподлинно известно, что в Воронеже первая попытка разработать и разместить эмблему на футболках была сделана 32 года тому назад.
- У нашего предшественника - «Труда» - никакой эмблемы не было, - вспоминает первый начальник команды футбольного клуба «Факел» Виктор СКАЧИЛOB - А мы незадолго до старта сезона встречались с представителями сборной ФРГ и мюнхенской «Баварии». В качестве подарка немцы презентовали нам несколько клубных футболок с шикарными эмблемами. Ребята все это изучили и решили сделать что-то подобное самостоятельно.
- Совершенно верно, из подручного материала.
- И что на ней было изображено?
- Стилизованный горящий факел на фоне земного шара. Сами понимаете, что технические возможности в то время были ограничены, но эмблема, как и игровые номера, получилась объемной. Этому у немцев научились, подложив внутрь поролон.
;- И как долго команда играла с эмблемой?
- Сейчас точно не скажу, но недолго. Самодельные эмблемы оказались недолговечными.
- Виктор Николаевич, а почему эта традиция не получила продолжения?
- Трудно сказать, просто других забот хватало. Поэтому вопрос о клубной эмблеме постепенно отошел на второй план.
ПОЯВЛЕНИЕ БУКВЫ «Ф»
В следующий раз эмблема на футболках и спортивных костюмах у воронежских футболистов появилась в 1984 году. Символом «Факела» той поры стала буква «Ф», стилизованная под факел с язычком пламени. Но в высшей лиге чемпионата СССР в 1985 году команда уже играла в белых и синих футболках с надписью «ФАКЕЛ».
ПЕРВЫЙ ХОЗРАСЧЕТНЫЙ
- Тот год знаменателен тем, что «Факел» стал самостоятельным клубом. Вы были непосредственным участником тех событий, что запомнилось?
- В апреле 1989 года на общем собрании футболистов и работников клуба была утверждена новая структура и принято решение о том, что команда уходит из профсоюзного комитета КБХА. Так был создан второй в СССР, после днепропетровского «Днепра», и первый в России хозрасчетный футбольный клуб «Факел». Мы общались с «Днепром», взяли у Виктора Жиздика устав, очень помогло здесь постановление ЦК КПСС, ЦК Профсоюзов и ЦК ВЛКСМ, на три года освободившее от ряда налогов все хозрасчетные спортивные организации. Можно было самим утверждать штат и зарплаты, если было достаточное финансирование. Была составлена смета, основной расчет сделали на организацию хозяйственной деятельности клуба, посещаемость зрителей и проведение лотереи. Многое удалось: лотерея проходила удачно, в клубе работало несколько хозяйственных подразделений. Главный тренер Анатолий Федорович Полосин создал хорошую команду, игра которой привлекала болельщиков. Тот состав был одним из лучших после начала 80-х. Вскоре появились однотонные майки, причем цветовая гамма соблюдалась в бело-сине-красных тонах. Как ни странно, преобладал красный цвет футболок, на втором месте шел синий цвет. Исключением стоит признать три сезона в начале 90-х годов, когда «Факел» выходил на поле в желто-зелено-синих футболках с надписью «Wesotra». Такую экипировку предоставил клубу технический спонсор - транспортная западногерманская компания «Wesotra». В начале 80-х «Факел» в основном играл в белой форме с вертикальными полосами. Впрочем, в то время мало обращали внимания на цвет футболок, намного больше ценилось то, как команда играет. А «Факел» действительно вызывал огромный интерес, в среднем на ключевые матчи собиралось по . 20 тысяч зрителей, и это было здорово.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ
В 1996 году клуб начал становиться на ноги. Стабилизировалась работа, появился институт пресс-атташе. Идентификация «Факела» требовала эксклюзивной эмблемы.
- Александр Владимирович, так как она возникла?- Перед началом сезона-1996 печатали в тульской типографии имени Льва Толстого постер команды «Факел». Отправили фотографию, а нас спрашивают: «А где же клубная эмблема?» Проблему решили оперативно: в кратчайшие сроки нарисовали квадрат и букву «Ф» с пламенем, все это поделили на два цвета - синий и белый, написали внутри: «Футбольный клуб «Факел». Так возникла концепция, которая впервые была воплощена в эмблему на плакате команды 1996 года.
- Насколько я помню, на футболках эмблема тогда так и не появилась?
- Совершенно верно, о ней просто забыли. Но именно тогда я познакомился с людьми, которые в дальнейшем совместно со мной определили судьбу эмблемы «Факела». Это Александр Зеленин, Дмитрий Баклашов и Александр Космачев, которые занимались деятельностью, связанной с полиграфией, и, как сейчас помню, арендовали помещение по адресу: улица Кирова, 22. Как работника клуба они как-то меня спросили: «А что у вас такая скромная программка?» Я сгоряча заявил, что сделаю программку, лучшую в стране. Все посмеялись, но для меня это стало отличным стимулом.
- Был создан новый творческий коллектив?
- Мне повезло, что встретился с Александром Космачевым (Петровичем). На компьютере я тогда работать не мог, и Александр помогал воплощать в жизнь все идеи. Поэтому можете считать меня автором концепции эмблемы «Факела», а Александра Космачева - художником-дизайнером. Мы с Сашей успешно сотрудничали, жаль, что это продолжалось недолго.
- А почему в разговоре об эмблеме вы упомянули программку?
- Потому что эмблема фактически готовилась для программки, которая вышла в свет на кубковый матч с «Торпедо» в октябре 1996 года: мы изменили формат, сделали полноцветную обложку, большую помощь тогда оказал Владимир Бродский, предоставивший свои материалы. Изданию было придумано название «ФУТБОЛка». Всего в 1996 году было три выпуска, и уже в первом, на второй странице обложки, на обсуждение была предложена эмблема «Факела». Тот вариант не всем понравился, к счастью, болельщики активно отреагировали, прислали много писем и открыток. Хотел бы сказать несколько слов о проекте новой программки «ФУТБОЛка».Многое при ее создании было сделано впервые. Каждый номер выходил с новой полноцветной обложкой, средний объем - 24 печатные страницы при формате А4, ее отличали постоянные рубрики, конкурсы и лотереи.
КУВАЛДА УВИДЕЛ ПЕРВЫМ
ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
- Когда же ваша эмблема была признана официально?
- В 1998 году, после того как было сделано описание эмблемы: всех параметров, пропорций, цвета и шрифта. Именно в таком виде она была отправлена в ПФЛ для размещения на сайте и печатной продукции Лиги. А вскоре сами футболисты заговорили о том, что надо разместить эмблему на форме. Ее напечатали и пришили на майки, впервые она появилась на футболках в игре с нижегородским «Локомотивом» 9 июня 1998 года, и была до конца сезона. Эмблема воскресла вновь в тот момент, когда команда лишилась профессионального статуса, в клубе у Людмилы Ивановой. Почему в это же время такая же эмблема появилась на футболках другой команды - я объяснить не могу, да мне это и неинтересно.
- А вы имеете какое-то отношение к новой эмблеме ФК «Факел-Воронеж»?
- Самое непосредственное. Зимой 2009 года ко мне обратились с просьбой разработать эскиз новой эмблемы. Я с удовольствием сделал несколько эскизов, руководство клуба приняло решение остановиться на варианте старой эмблемы. Правда, она приняла более современный вид: для удобства печати пламя переместили в границы круга, дополнили картинку футбольным мячом.
- Кстати, это многим не понравилось.
- Это хорошо, что люди неравнодушны. Только на вкус и цвет товарищей нет, всем ведь не угодишь. Лично я не вижу здесь ничего страшного. Футбольный мяч на эмблеме очень удачно вписался в общую динамическую концепцию. Теперь никому не надо объяснять, что это не волейбольный клуб из Нового Уренгоя, издалека видно, что это эмблема футбольного клуба. Скрывать не стану, мне приятно сознавать, что плоды наших совместных усилий с Александром Космачевым имеют отношение к продолжению традиций «Факела». Ведь я не выходил на поле, не забивал голы, никого не тренировал, но на своем месте делал все возможное для успешной работы родного клуба. И моя любовь к «Факелу» - это навсегда. Ну а программка «ФУТБОЛка» была признана лучшей во всероссийском конкурсе футбольных изданий 1998 года, который проводит Российский футбольный союз. Это звание, возможно, было бы получено на год раньше, но, отослав программки на конкурс, получил ответ уже после подведения итогов, что для участия необходимо минимум по два экземпляра. А отправлено было по одному.
«ФАКЕЛ» В СЕРДЦЕ
- Сейчас много спорят о том, какой «Факел» настоящий, какой - нет. Как вы к этому относитесь?
- Никак, для меня всегда был и останется один «Факел». Поэтому я без каких-либо эмоций отношусь к новообразованию под маркой ФСА. Ну появилась новая команда, такое бывает. Что касается «Факела-Воронеж», нравится это кому-то или нет, но команда своей игрой доказала, что можно вернуть болельщиков на трибуны. Не словами или лозунгами, а именно - игрой. Что касается нынешних конфликтов, то здесь много надуманных проблем. Судя по всему, консолидации в ближайшее время мы не дождемся, потому что история нынешних фанатов ограничивается событиями максимум трехлетней давности. Историю «Факела» многие не знают, большинство - и знать не хочет, это им неинтересно. Но когда тебе неинтересно, нельзя позиционировать себя как ярого поклонника «Факела».
- Значит, в перспективе ничего хорошего нас не ждет?
- Да все образуется. Ведь лучшим доктором является время. Повзрослеют эти дети, появится больше информации, может быть, они захотят узнать больше о своей команде. Сейчас же в действиях самых активных болельщиков преобладают эмоции. И это кое-кем умело используется. Но долго так продолжаться не может, уверен, что болельщики во всем разберутся сами. А что касается бренда, то на него скорее должен претендовать КБХА, ведь команда под таким названием была создана именно на этом предприятии в 50-е годы прошлого столетия. Это люди, которые работали в той команде, имеют полное право говорить: «Наш «Факел»!» Но они не кричат, потому что их «Факел» - у них в сердце. Что касается нынешней шумихи, то не мешало бы просветить общественность на тему того, какие у нас есть группы болельщиков и чьи интересы они представляют. Здесь очень важно учесть мнение большинства любителей футбола, не группы подростков, а именно болельщиков. Сделать это просто: например, заказав социологический опрос. Тогда вы поймете истинное настроение людей. А пока оно никому не известно, и это большая ошибка. Отсюда и неразбериха, имена воронежских футбольных клубов склоняют как хотят: «минусы», «помойки», «штукатуры» -на эти оскорбления нормальный человек не должен обращать внимания.
P.S. Если вы владеете информацией о символтке воронежских клубов, не упомянутой в этом материале, будем рады узнать ваши уточнения. Звоните, пишите на адрес редакции.